Авдеев Михаил Васильевич

(22 сентября (4 октября) 1821, Оренбург – 1 (13) февраля 1876, Петербург) – прозаик, драматург, публицист.

Происходил из состоятельного старинного рода яицких казаков, но ко времени его рождения отец оставил военную службу и перешел на гражданскую. В числе первых учителей Авдеева был сосланный в Оренбург известный польский писатель, основатель просветительского виленского патриотического общества филаретов, друг Адама Мицкевича, – Фома Зан, который и пробудил в своём воспитаннике интерес к литературе. С переездом семьи в Уфу Авдеев стал учиться в гимназии. В 1842 г. окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и начал службу в Нижнем Новгороде в чине поручика. Решив полностью отдаться литературной деятельности, в 1852 г. вышел в отставку в чине инженер-капитана и поселился в оставшемся по наследству от отца имении Буруновка Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии.

Сотрудничал с журналом «Современник», где были опубликованы роман-трилогия «Тамарин» (1849–1851) и «Письма "пустого человека" в провинцию о петербургской жизни» (1852–1853).

Во время Крымской войны Авдеев был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. После реформы 1861 г. недолгое время состоял членом присутствия по крестьянским делам. В 1862 г. в связи с процессом поэта М. Л. Михайлова, среди бумаг которого находились и дружеские письма Авдеева, был арестован и выслан на жительство в Пензу. В жандармской справке III отделения содержалась следующая характеристика мировоззрения Авдеева: «При всей своей осторожности он высказывает иногда либеральный образ мыслей, и направление его совершенно герценовское». В 1865 году получил разрешение на выезд за границу.

В 1869 г. Авдеев возвратился в Россию и до 1871 г. служил в министерстве путей сообщения. В конце 60–70 гг. сотрудничал в журналах «Дело», «Отечественные записки». Посмертно в журнале «Вестник Европы» появилась повесть Авдеева «В сороковых годах» (1876).

Литературная известность пришла к Авдееву, когда в «Современнике» появились его повести «Варенька», «Записки Тамарина» и «Иванов», составившие трилогию «Тамарин». Читатели и критика ценили в Авдееве  талант рассказчика, способного живо откликаться на злободневные темы. В названном произведении Авдеев продолжил традицию изображения типа «лишнего человека». Как пояснял автор в предисловии к своему сочинению (1853), образ Печорина породил в русском обществе огромное количество подражателей, людей с «умом сильным, с душой, жаждущей деятельности, но не умевших найти полезного и благородного приложения этой деятельности».  В истории Тамарина Авдеев попытался воплотить трагедию обречённого на бездействие одарённого человека. Однако ему не удалось создать оригинального произведения: сюжет первых двух повестей напоминает соответствующие главы романа Лермонтова, но подражал Авдеев также Пушкину (сцена объяснения Тамарина с Варенькой повторяет финал «Евгения Онегина») и А. В. Дружинину («Полинька Сакс»). Механическое использование разнородного литературного материала привело к выработке шаблона, повлекло за собой неестественность положений и надуманность. Однако в 50-е гг. трилогия пользовалась широкой известностью, имя Тамарина почти на десятилетие стало нарицательным и довольно часто появлялось в критических статьях и обозрениях. 

Чувствительный удар литературной репутации Авдеева был нанесён Н. Г. Чернышевским, отозвавшимся на вышедшее собрание сочинений: «...Написаны они хорошо; но в романе нет свежести, он сшит из поношенных лоскутков, а повести не приходятся по мерке нашего века, готового примириться скорее с недостатками формы, нежели с недостатками содержания, с отсутствием мысли». Недостатки романа критик видел также в смешении точек зрения рассказчика и автора, в несоответствии психологических движений и речи героев их характерам, изображаемой действительности; образ Тамарина признан им не развитием образа Печорина, а пародией на него.

Пожалуй, одной из важнейших особенностей творчества Авдеева было стремление к актуальности темы, но выбор свой он делал не самостоятельно, а как бы пристраиваясь к остросовременной идее, уже выведенной другими писателями на литературную арену. Он обладал даром чувствовать литературную моду и следовать ей. Так, в начале 50-х гг. появился целый ряд произведений Д. В. Григоровича, А. А. Потехина, А. Ф. Писемского, И. Т. Кокорева и других, посвящённый крестьянской жизни. Отдал дань этому направлению и Авдеев, написавший рассказ «Огненный змий» (1853), в котором сделана попытка поэтизации простонародного быта. Несмотря на живость и лёгкость повествования, произведение получилось претенциозным и фальшивым, что отметил П. В. Анненков.

Если в «Тамарине» через сферу чувств Авдеев пытался раскрыть, оценить смысл жизни героев в целом (антитеза: Тамарин – Иванов), то в романе «Подводный камень» (1860) главной проблемой становится право на свободу любви. (Подводный камень – символ страсти, о который разбивается привычная, кажущаяся счастливой жизнь). Написанный в эпоху борьбы за женскую эмансипацию, он вызвал «такой шум и такую брань, какие на нашем литературном торжище слышатся редко». И объяснялось это не столько смелостью поставленной проблемы, сколько отношением автора к изображаемой ситуации, холодностью душевной жизни героев. «Мы нисколько не намерены находить непозволительными действия Наташи, Соковлиных, Комлевых,– писал рецензент журнала «Время», – мы говорим только, что эти действия вытекают из мелкого источника, что они далеки от истинной глубины человеческих чувств...». Позднее Н. Н. Страхов так отзывался о впечатлении, производимом романами «Подводный камень», «Меж двух огней» и повестью «Магдалина» (1869): «Любовь не имеет в его рассказах никакой прелести и скорее способна внушить отвращение. Это не любовь в настоящем смысле, а простое, вялое, холодное сластолюбие, из-за которого не стоит ни страдать, ни жертвовать. Безжизненность – такова самая основная черта произведений Авдеева».

Роман «Меж двух огней» (1868) стал самым сложным в композиционном отношении произведением Авдеева и в то же время самым слабым в художественном. В центре его – мечтающий о «большом деле» и «большой любви» помещик Камышлинцев; действие происходит в губернском городе Велико-Федорске и охватывает период подготовки и проведения крестьянской реформы. Движимый желанием содействовать обновлению русской жизни, установлению справедливых законов, главный герой оказывается вовлечённым в борьбу противоборствующих партий – радикалов и консерваторов. Замысел автора в выявлении «новых людей» России остался неосуществлённым, т. к. в романе ему не удалось раскрыть реальную сущность проблемы, стремления героя остались неясными, а деятельность не обрела определённых форм, что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать его «типом гулящего русского человека», «бестолковым деятелем». Полемику вызвал поднятый Авдеевым вопрос о женской эмансипации. Как и Вера Павловна Чернышевского, Анна Барсукова отстаивает право на независимость во всех сферах жизни, становится устроительницей швейной мастерской. Глубокое убеждение автора заключалось в том, что, по его мнению, в изменившемся, обновлённом обществе должна измениться и внутренняя жизнь женщины: социальное призвание, активная деятельность вытеснят интимные переживания. Эти утопические предположения существенно обеднили женские образы писателя.

В последующих произведениях (повестях «Магдалина», «Пёстренькая жизнь», 1870; «Сухая любовь», 1870) Авдеев обращался к своей излюбленной теме превратностей душевной жизни замужней женщины, снискав звание «специалиста по бракоразводным делам». К этому времени популярность писателя уже не была столь велика, как в 50-ых гг., но современники продолжали видеть заслугу Авдеева в том, что он «несколько ослабил сокрушающую силу прописной морали и открыл доступ гуманности в затхлую атмосферу филистерских понятий о браке».

В 1874 г. Авдеев издал книгу литературно-критических очерков «Наше общество (1820–1870) в героях и героинях литературы» (II часть этой книги под названием «Женщины русских писателей» была издана отдельно в 1879 г.). Объектом его исследования стали произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, В. А. Слепцова. Целью автора было уяснение влияния, оказываемого обществом на личность и её судьбу. Авдеев стремится следовать методу демократических критиков, прежде всего Добролюбова, но отстаёт от них в постановке проблем более чем на десятилетие.

 Авдеев также является автором двух пьес: «Мещанская семья» и «Шестое чувство», одна из которых была поставлена в Александринском театре, но успехом не пользовалась. Последние сочинения его: «Мои времена в 30-х годах» и «В сороковых годах» были изданы посмертно и вызвали некоторый интерес лишь содержавшимся в них изображением кружка Белинского и Герцена. Жизнь Авдеева оказалась продолжительнее его литературной славы.

Источник: Авдеев Михаил Васильевич (Венедиктович) // Русские писатели. Биобиблиографический словарь : А – Л / под ред. П. А. Николаева. – М. : Просвещение, 1990. – С. 5–6.




Место пребывания : Оренбург.
Произведения автора

Горы

Поездка на кумыс