Биография Т.Г. Шевченко

Шевченко Тарас Григорьевич [25.II(9.III). 1814, с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии  (ныне Звенигородский район Черкасской области— 26.II(10.III). 1861, Петербург] — украинский поэт, художник, мыслитель, революционный  демократ.

 Родился в семье крепостного крестьянина. Он рано оси­ротел и познал бесправность кре­постного. Грамоте учился в селе у дьячка. Еще в детстве у Шевченко обнаружилось влечение к рисова­нию, но обучаться этому тогда не пришлось: 14-летнего подрост­ка определили в «казачки» в дом помещика П. В. Энгельгардта в с. Вильшана.

 С 1829 г. он жил в доме Энгельгардта в Вильно, а с начала 1831 г. — в Петербурге. Барин решил сделать из своего «ка­зачка» домашнего живописца и законтрактовал его в 1832 г. в обучение к В. Ширяеву. В 1836 Шевченко познакомился с украинским художником И. М. Сошенко и при его посредстве — с К. П. Брюлловым, В. И. Григоровичем, В. А. Жу­ковским, А. Г. Венециановым, М. Ю. Виельгорским, Е. П. Гребёнкой, которые решили освободить молодого художника из крепостного состояния. В 1838 г. был ра­зыгран в лотерее написанный Брюлловым портрет Жуковского и на вырученные 2500 руб. Шевченко выкупили у помещика. В том же году он был принят в Академию ху­дожеств, где стал любимым учеником и товарищем Брюллова.

В академии Шевченко трижды был удостоен се­ребряной медали, овладел мастерством рисунка и жи­вописи, техникой акварели, сепии, офорта. Именно в эти годы формируется его мировоззрение, складываются философские, общественно-политические, эстетические  взгляды. Он жад­но читал, изучал искусство.  Хорошо знал творчество украинских писателей: И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, некоторые произведения  Г. С. Сковороды и др. Ог­ромное влияние на него оказала прогрессивная русская литература.

Одной из ранних литературных  попыток сам Шевченко  назвал балладу «Порченая». В 1840 г.  в Петербурге опубликован первый его украинский сборник  стихов «Кобзарь», в который вошло 8 произведений.

Раннее творчество Шевченко раз­вивалось в русле романтизма, в жанрах баллады, поэмы, «думки» (лирич. стихотворения, близкого к песне). Уже в ранней лирике поэта высказан протест против крепостнической действительности. Наиболее значительные произведения  раннего периода — поэма «Катерина» (1838) о страда­ниях и гибели поруганной женщины-матери.

Крупней­шим во всем творчестве Шевченко произведением  на историческую тему была лиро-эпическая поэма «Гайдамаки» (1841). В ней от­ражено народное восстание против польских феодалов в 1768 г.

На русском языке написаны поэмы «Сле­пая» (1842), «Бесталанный» (1844). В 1843 создана драма «Назар Стодоля».

Романтизм в раннем твор­честве Шевченко сочетался с реалистическими тенденциями, которые вскоре стали ведущими.

 В мае 1843 Шевченко приехал на Украину, путешествовал по ней до февраля 1844 г., посетил родных, наблюдал жизнь народа, видел его страдания. Украину он запечатлел в сотнях сделанных им во время поездки рисунков, выпустил альбом «Жи­вописная Украина» (1844).

В 1844 в Петербурге переизданы первые литературные  произведения  Шевченко  под названием «Чигиринский Кобзарь» и «Гайдамаки». По возвращении в Петербург он окончил Академию ху­дожеств, получив звание «неклассного (свободного) художника». Весной 1845 Шевченко вторично отправился на Украину, намереваясь окончательно осесть в Киеве. В качестве художника Киевской археографической комиссии (Временная комиссия для разбора древних актов) мно­го путешествовал но Киевской, Полтавской, Чернигов­ской и Волынской губерниям. К этому времени окон­чательно определяются его революционно-демократические взгляды. Он знакомится с некоторыми из петрашевцев.Окрепла революционная  муза Шевченко, он писал стихи, вынашивал замыслы больших произведений об­личительного характера. Понимая, что новые поэтические произведения, направленные против социального и национального гнета, не будут разрешены цензурой к печати, Шевченко записывал их в аль­бом, озаглавленный им «Три года» («Три лита»), читал знакомым, разрешал переписывать. Стихи эти, написан­ные в 1843-45 гг., знаменуют новый этап в развитии поэзии Шевченко.  Центральным произведением в альбоме является поэма («коме­дия») «Сон» (1844) - гневная сатира, направленная против всей системы самодержавно-крепостнического строя. В произв. «Кавказ» (1845) воспета борьба народов России против колониального гнета, а образ Прометея символизирует бессмертие народа-титана. Если в ран­нем творчестве Шевченко содержались лишь отдельные элементы са­тиры, то теперь сатирическое обличение становится одной из основных черт его политической поэзии. Лирическая, интимно- эмоциональная тональность сочувственных строк, об­ращенных к народу, звучит подчеркнуто контрастно по отношению к пафосу шевченковской социальной сатиры. Это противопоставление, выраженное не только в со­держании, но и в отборе лексики, в выборе слов, ритма, звукописи, мастером которого был поэт, обусловливает особое воздействие поэзии Шевченко на читателя.

В феврале 1847 г. Шевченко был зачислен на освободившуюся должность учителя рисования в Киевский университет, но вслед­ствие ареста не мог начать преподавание. В 1846 г. он вступил в тайное политическое общество Кирилло-Мефодиевское братство, члены которого были арестованы по доносу. При въезде в Киев 5(17) апр. 1847 Шевченко был арестован и на следующий день отправлен в Петер­бург, где его заключили в каземат Третьего отделения. За революционные стихи в сборнике «Три года» Шевченко сослали в солдаты в Оренбургский отдельный  корпус и назначили в 5-й батальон, расположенный в Орской крепости, куда Шевченко прибыл 22 июня 1847 г. На приговоре Николай I дописал: «Под строжайший над­зор, с запрещением писать и рисовать». Ссылкой, за­прещением писать и рисовать царь и его окружение на­деялись сломить Шевченко, погубить его как художника и поэта, но даже в каземате Третьего отделения он писал стихи и вывез их в ссылку. Позже он назвал этот цикл «В ка­земате».

Он прятал маленькие самодельные книжечки за голенища сапог. В Орской крепости в 1847 г. написа­но стих. «N. N.», где строка «Терзаюсь, мучаюсь..., но все ж не каюсь!» свидетельствует о верности поэта революционным убеждениям. В произведении «невольничьей музы», как назвал сам поэт свои стихи, созданные в ссылке, революционные мотивы усилились. В стих. «П. С.» (инициалы помещика Петра Скоропадского) поэт клеймит рьяного крепостника; в поэме «Княжна» (1847) выведен потеряв­ший человеческий облик князь-помещик. В поэмах «Вар­нак» и «Марина» (1848) основой сюжета является народная месть притеснителям. В цикле «Цари» (1848) звучит призыв к расправе со всеми кровавыми венце­носцами. Как и прежде, Шевченко обращается к историческим те­мам, связывая героическое прошлое народа с настоящим — его освободительной борьбой: «Чернец», «Платок», «Иржавец» (1847), «Швачка» (1848). В лирических  стихах изли­вал поэт обостренную ссылкой горячую любовь к Украине: «Мне, право, все равно, я буду...», «Сон» («Горы мои высокие...»; 1847), «И вырос я в краю чужом...» (1848).

С Пушкиным и Лермонтовым Шевченко перекликается в стихотворениях «Пророк» (1848), «Мне кажется, я сам не знаю...» (1850), «Огни горят, музыка играет...» (1850). Особен­ную силу обобщения в период ссылки приобретает автобиографическая лирика поэта: «N. N.» («Мне тринадцатый минул»), «А. О. Козачковскому» (1847), «Когда б вы знали, баричи...» (1850).

Сложные социальные и морально-этические  проблемы Шевченко поднимает в поэмах «Солдатов колодец» («Москалева криниця», 1847), «Дочь кти­тора» («Титарiвна», 1848), «Сотник» (1849), «Петрусь» (1850) и др.

В ссылке создано немало лирических стихотво­рений в жанре народной  песни: «В огороде, возле брода...», «В лес-дуброву я ходила...» (1848) и др. Шевченко продол­жает, расширяет и обогащает основную  идейно-художественную  на­правленность сборником «Три года». Растет худож. мастерство поэта и в лирических жанрах достигает своей вершины.

В 1848 г. капитан-лейтенант А. И. Бутаков включил Шевченко как художника в состав своей экспедиции по обследо­ванию Аральского моря. Материалы экспедиции обрабатывались в Оренбурге. В ссылке и в особенности во время Аральской экспедиции Шевченко много рисовал и со­здал более 350 акварельных пейзажей и портретов. В апреле 1850 г. в Оренбурге поэт был арестован по доносу одного из офицеров, по этапу направлен в Орскую кре­пость и заключен в каземат. Предупрежденный до ареста о грозящем ему обыске, Шевченко успел передать друзьям стихи и некоторые письма. Дело разбирало Тре­тье отделение. Начальству сделано внушение, а Шевченко перевели в более отдаленный 1-й линейный батальон в Новопетровском укреплении на полуострове Мангышлак Кас­пийского моря  (ныне г. Форт-Шевченко). Несмотря на усиленный надзор, Шевченко в 1851 г. снова включен как худож­ник в состав геологической экспедиции в горы Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления Шевченко в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом Кобзарь Дармограй в русских журналах. Темы и сюжеты их близки его поэзии, но в художественном  отношении они несколько уступают поэтическому  наследию. Первые повести написаны на сюжеты созданных ранее и частично даже одноименных поэм: «Наймичка», «Варнак», «Княгиня» (1853). Сю­жеты других повестей оригинальны: «Музыкант» (1854— 1855), «Несчастный» (1855—56), «Близнецы» (1855), «Ху­дожник» (1856), «Прогулка с удовольствием и не без мо­рали» (1858).

В Новопетровском укреплении Шевченко создал много пей­зажей, портретов, жанровых рисунков. Крупнейшим достижением Шевченко-художника этого периода является серия жанровых сепий «Притча о блудном сыне», в которых выражен протест против самодержавно-крепостнического строя. Узнав о предстоящем освобождении, поэт стал вести дневник, называя его «записками», «хрони­кой», но преимущественно — «журналом». Вел его с 12 июня 1857 г.  по 13 июля 1858 г.

После смерти Николая I Шевченко был освобожден по ам­нистии не сразу, а лишь благодаря длительным и на­стойчивым хлопотам друзей. По предписанию начальства он должен был направиться в Уральск, но комендант Новопетровского укрепления Усков, не зная намере­ний начальства, разрешил ему в августе 1857 г. выехать через Астрахань в Петербург. Поэт прибыл в Астрахань, а оттуда пароходом в Нижний Новгород. Здесь он вы­нужден был задержаться на длительное время, так как ему запрещен был въезд в обе столицы. В Нижнем Новгороде написана поэма «Неофиты» (1857), где в аллегорических образах первых христиан выведены борцы против ца­ризма. Такую же направленность имела и неоконченная  поэма «Юродивый» (1857). В триптихе «Доля», «Муза», «Слава» (1858) выражено политическое и эстетическое кредо Шевченко -  мысль о духовном слиянии поэта и народа.

Друзья Шевченко  (семья вице-президента Академии худо­жеств Ф. П. Толстого, художник Н. О. Осипов, бр. Жемчужниковы) добились для Шевченко разрешения жить в Петер­бурге. В марте 1858 г. Шевченко прибыл в Москву, где встретил­ся  с М. С. Щепкиным, С. Т. Аксаковым, М. А. Максимо­вичем и другими.

27 марта поэт приехал в Петербург и сразу оказался в центре внимания всей прогрессивной обществен­ности. Он сблизился с кругом «Современника», «Искры», познакомился со многими русскими и польскими революционными демократами, в частности с Н. Г. Чернышевским, 3. Сераковским, бр. Курочкиными и другими.

 В мае 1859 г. Шевченко полу­чил разрешение выехать на Украину. Третье отделение установило за ним строгий надзор. В июле поэта аресто­вали в 3-й раз по доносу о революционной агитации. После допроса в Киеве его освободили, но обязали немедлен­но выехать в Петербург. Художественные интересы Шевченко сосредоточились главным образом на искусстве офорта. Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры (1860).

В годы революции ситуации в России обличение кре­постничества и самодержавия в творчестве поэта стало еще более разящим. Зная о готовящейся крепостниками реформе, поэт в стихотворении «Я на здоровье не в обиде...» (1858) призывал народ добиваться свободы революционным путем. Он использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революционно-демократических идей: «Подража­ние 11 псалму», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осии, глава 14. Подражание» (1859), поэма «Мария» (1859) и др. В некоторых стихах выражены мечты о светлом будущем народа: «Сон» («На барщине пшеницу жала...», 1858), «Исайя. Глава 35. Подражание» (1859). К вершинам революционной лирики Шевченко принадлежит краткое, но необычайно смелое и сильное стихотворение «Свете тихий! Све­те ясный!...» (1860).

Поэзия Шевченко в целом глубоко лирична, необыкновенно эмоциональна, экспрессивна. Не случайно многие его стихи и отрывки из баллад и поэм стали любимыми народными песнями.

После возвращения из ссылки Шевченко подал в цензуру большую рукопись под названием «Поэзия Тараса Шевченко. Том 1», в которую включил и новые произведения.  Но цензура разрешила к печати лишь прежние, ранее опубликованные стихи. Поэт вынужден был воз­вратиться и к прежнему названию «Кобзарь» (1860), которое отныне стало традиционным. Книга получила высокую оценку всей прогрессивной критики.

Сорок седьмую годовщину рождения Шевченко встретил тяжело больным (расстройство печени, сердца, водянка). Его посетили ближайшие друзья, прочитали телеграммы, полученные из Полтавы и Харькова. Под утро поэт скончался.

 

 

Источник:  Шевченко Тарас Григорьевич // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8 : Флобер – Яшпал / гл. ред. А.А. Сурков. – М. : Советская энциклопедия, 1975. – С. 646 – 653.



В этом разделе