Профессия «Художник театра кукол»



По сравнению с творчеством скульптора, живописца ремесло художника-кукольника может казаться чем-то несерьёзным - игра да и только! Однако это лишь на первый взгляд. Ведь что такое кукла? Игрушечная имитация человека, животного, а может, и нечистой силы, но в то же время это сбалансированная конструкция - устойчивая, а в некоторых случаях и подвижная.

Удел коллекционных кукол ручной работы - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Но есть ещё куклы-актёры, играющие роли в театрах. Для них важны не только выразительная внешность, но и простота управления. Чтобы создать такую куклу, нужно хорошо продумать её внутреннее устройство, механику.

Так что мастерство художника театра кукол - это одновременно игра, изобразительное искусство, рукоделие и инженерия!

Интервью с художником театра кукол МАРИНОЙ ЯРИЛОВОЙ

Художнику в театре кукол отведена чуть ли не главная роль - ведь не будь его, не было бы и самого театра!..

Только ли создание кукол-актёров входит в обязанности этого специалиста? Кому подходит данная профессия, сложно ли её освоить?..

Об этом и многом другом в видеоинтервью рассказывает заслуженный художник России, главный художник Оренбургского муниципального театра кукол «Пьеро» МАРИНА ЯРИЛОВА.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


Кукольный спектакль производит на зрителя, причём как совсем маленького, так и взрослого, незабываемое впечатление. Когда кукла «выходит» на сцену и начинает говорить, петь, летать, мы испытываем душевный трепет.

Театральная кукла воспринимается как живое существо с неповторимым характером. Однако мы редко задумываемся о том, что за её ярким образом стоит колоссальный человеческий труд. Перед художником театра кукол стоит непростая задача - создать образ персонажа, визуально подчеркнуть его суть. В процессе создания своего детища он проходит много этапов - от эскиза до непосредственного создания куклы и пошива её наряда. Кукольник - поистине мастер на все руки: он умеет рисовать, чертить, конструировать, лепить, шить, вязать, работать с деревом, металлом и другими материалами, знает анатомию человека и животных, разбирается в цветоведении.

Впрочем, созданием марионеток, тростевых и прочих видов кукол обязанности театрального художника не ограничиваются. Перед ним стоит и более глобальная задача - задать общий стиль постановки. Сценографическая работа в спектакле играет не менее важную роль, чем кукла-актёр. Нужно сделать так, чтобы герои истории, декорации, бутафория, свет, различные спецэффекты стали единым целым - только тогда перед зрителем предстанет поистине впечатляющее зрелище.





Подходит ли тебе профессия?



Как любое дело, профессия художника-кукольника (художника театра кукол) имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам отнесём шанс в полной мере проявить своё воображение и навыки рукодельника. Не менее приятна перспектива быстрой переквалификации: имея базовое профильное образование, можно пройти курсы и попробовать себя в новой области - например, стать модельером. Основные минусы данной профессии - некоторые противопоказания по здоровью (аллергия, заболевания кожи, плохое зрение) и монотонная сидячая работа, способная привести к болезням спины и суставов.

Художник театра кукол должен сочетать в себе творческие черты личности и необходимые технологические знания. Тебе подойдёт данная профессия, если ты:

  • настойчив, усидчив и терпелив;
  • интересуешься историей искусств;
  • обладаешь развитой фантазией и художественным вкусом;
  • любишь подмечать в окружающих характерные или необычные черты;
  • умеешь рисовать и создавать эскизы;
  • обладаешь пространственным воображением и инженерным (техническим) мышлением;
  • имеешь склонность к работе руками;
  • способен освоить кройку и шитьё, приёмы создания механических устройств, способы обработки различных материалов.

С помощью небольших тестов проверь, много ли ты знаешь о театре кукол.

ТЕСТ-1

ТЕСТ-2




Где получить образование?



В принципе кукольником может стать любой человек - было бы желание, способности к рисованию и рукоделию. Постичь азы мастерства тебе помогут курсы в любой школе кукольного дизайна. Освоить необходимые навыки можно и самостоятельно - с помощью интернета или книг.

Однако если ты мечтаешь стать настоящим профи, а тем более работать художником в театре кукол, тебе дорога в Санкт-Петербург - в Российский государственный институт сценических искусств. РГИСИ (бывший СПбГАТИ, ЛГИТМиК) - старейший театральный вуз страны и крупнейший в Европе научно-образовательный центр сценических искусств. Здесь следует выбрать специальность 52.05.03 «Сценография», а в ней - специализацию «Художник-постановщик в театре кукол».

Кстати, у РГИСИ есть филиалы:

Получил дипломом, а куда дальше, спросишь ты? Квалифицированные специалисты высоко ценятся в жанровых коллективах. Талантливый художник-кукольник, да ещё с блестящим образованием, найдёт себе работу в театре, специализированной студии, кукольной мастерской или - почему бы нет! - организует собственную школу.




Как готовиться к поступлению?



Вступительные экзамены в РГИСИ на специальность «Художник-постановщик в театре кукол» состоят из нескольких этапов. Творческие испытания призваны выявить у тебя природные способности к изображению пространственных форм на плоскости (рисунок, живопись) и в материале (лепка).

На следующем этапе - собеседовании - приёмная комиссия попытается понять, насколько ты вообще предрасположен к творческой профессии. Тебя ждёт тест «на фантазию» и на оригинальное воплощение художественного замысла. Будь готов к самым неожиданным вопросам!

Но и это не всё! Абитуриентам, успешно выполнившим творческие задания и выдержавшим «психологический допрос», предстоит блеснуть ещё и школьными знаниями по русскому языку, а также литературе или истории отечественной литературы.

Вывод один: мечтая поступить в такой престижный вуз, как РГИСИ, не переставай учиться, учиться и ещё раз учиться. Причём не только школьным гуманитарным предметам, но и рисованию, живописи, лепке. И, конечно, искусству воплощать свои самые смелые фантазии на плоскости и в пространстве!

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Голдовский, Б. П. История белорусского театра кукол. Опыт конспекта / Б. П. Голдовский. - Москва : ВАЙН ГРАФ, 2014. - 192 с.

Голдовский, Б. П. Куклы : энциклопедия / Б. П. Голдовский. - Москва : Время, 2004. - 496 с.

Давидовски, М. Весёлые куклы : для домашнего театра. Легко и быстро, своими руками. Образцы в натуральную величину / М. Давидовски. - Б. м. : Внешсигма, 1998. - 64 с. - (burda).

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр : игры, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы: [Для младшего и среднего школьного возраста] / Р. Дангворт и др.] ; перевод с английского Т. Ю. Покидаевой, [иллюстрации Т. Говер]. - Москва : Росмэн, 1998. - 63,[1] с.: ил. - (Наши руки не для скуки).

Деммени, Е. Куклы на сцене : руководство по устройству сцены и вождению кукол для театра игрушек и марионеток / Е. Деммени. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1949. - 82 с.

Калмановский, Е. С. Театр кукол, день сегодняшний : из записок критика / Е. С. Калмановский. - Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1977. - 118 с.

Лелявский, А. А. Театр кукол / А. А. Лелявский. - Минск : Народная асвета, 1974. - 112 с. : ил. - (Детям о прекрасном).

Матвеев, Г. [И.] Театр кукол / Г. [И.] Матвеев. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1940. - 179 с.

Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) : монография / И. А. Морозов. - Москва : Индрик, 2011. - 352 с.

Образцов, С. В. Моя профессия. Кн. 1. / С. В. Образцов. - Москва : Искусство, 1950. - 269 с.

Образцов, С. В. Театр кукол / С. В. Образцов ; художник Ю. К. Курбатов, фото А. К. Невежина и др. - Москва : Планета, 1981. - 260 цв. ил.

Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин». Новые времена : [альбом] / главный редактор В. В. Радул ; предисловие Л. К. Полежаева, А. А. Калягина ; фотоиллюстрации: И. Ганичев [и др.]. - Омск : Русь, 2006. - 158, [1] с.

Перетц, В. Н. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк / В. Н. Перетц. - Москва : Юрайт, 2021. - 118, [2] с. : ил., портр. - (Антология мысли).

Симонович-Ефимова, Н. Я. Куклы на тростях / Н. Я. Симонович-Ефимова. - Москва : Искусство, 1940. - 46 с. - (Стеклографич. изд.).

Смирнова, Н. И. И... оживают куклы : книга о кукольных театрах : [Для среднего возраста] / Н. И. Смирнова ; художник Наталья Мищенко. - Москва : Детская литература, 1982. - 177 с.

Соломоник, И. Н. Куклы выходят на сцену : книга для учителя / И. Н. Соломоник. - Москва : Просвещение, 1993. - 159 с.

Федотов, А. Анатомия театральной куклы : разработано музеем Государственного Центрального театра кукол под художественным руководством заслуженного артиста РСФСР С. В. Образцова / А. Федотов. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1944. - 51 с.

Федотов, А. Я. Тростевая кукла / А. Я. Федотов ; Кабинет советского театра для детей Всероссийского Театрального общества. - Москва : Искусство, 1950. - 24 с.

Шарапова, Е. П. Люди и куклы / Е. П. Шарапова. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2010. - 288 с.