Профессия «Кузнец»



Профессия кузнеца одна из самых древних. Считается, что она возникла ещё в эпоху железного века – в девятом-седьмом веках до нашей эры.

Недаром говорят: «Кузнец – всем ремёслам отец»: он мог изготовить из металла плотнику топор, а швее – иглу. А благодаря власти кузнецов над огнём наши далёкие предки воспринимали их ещё и как ведунов, чародеев – просили изготовить различную атрибутику для обрядов, прогнать порчу, извести нечистую силу и даже излечить болезнь.

Интервью с кузнецом Виктором Аншуковым

В современном мире, где всё более распространяется промышленное производство, кузнец продолжает оставаться особым ремесленником, способным создавать удивительные изделия из металла своими руками. Его работы не только функциональны, но и представляют большую художественную ценность.

Какие черты характера являются ключевыми для человека, желающего стать кузнецом? Где обучают данному мастерству? Есть ли кузнечные инструменты, которые не меняются на протяжении веков? Нужно ли кузнецу непременно обладать огромной физической силой? Существуют ли противопоказания по здоровью для этой профессии?..

О своём уникальном ремесле рассказывает член Гильдии кузнецов России ВИКТОР АНШУКОВ.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


Зарождением кузнечного дела можно считать день, когда человек заметил, что после сильного разогрева металл размягчается и становится более податливым, а после охлаждения затвердевает в новой форме с прежней прочностью. Благодаря пытливому мозгу и трудолюбию человека медные наконечники сменили своих менее эффективных каменных и костяных предшественников. Так было положено начало летописи кузнечного ремесла.

Из века в век металл продолжает радовать человека расширением сфер применения. Сегодня количество металлических изделий, используемых в быту, на производстве, в сфере услуг, уступает разве что вездесущему пластику, и то не везде. И хотя промышленные методы обработки материалов немного потеснили с рынка мелких ремесленников, эта удивительная профессия остаётся актуальной. Особенно ценен ручной труд кузнеца, когда нужно изготовить штучное изделие по индивидуальному заказу или небольшую партию деталей. На крупном заводе такой заказ будет стоить нерационально дорого, поскольку потребует полной перенастройки технологических процессов и оборудования. Руки же кузнеца не нуждаются в бригаде наладчиков и готовы чередовать виды и методы работы «без отрыва от производства».

Если раньше кузнец был «производственником», без которого не обойтись во многих сферах деятельности человека, то в наши дни упор делается на эксклюзив и художественную ковку. И это не случайно, ведь по сути каждый настоящий кузнец – творец, художник... только художник по металлу. Даже когда он получает заказ и утверждает эскиз, то всё равно окончательный вариант видит по-своему. А поскольку даже маленький штрих «от художника» может полностью поменять картину, в результате на свет рождается оригинальная вещь со своей историей.

Конечно, коваль – так ещё называют «укротителя огня и металла» – уже давно вышел за пределы закопчённой кузницы, где есть только щипцы, молот и наковальня. Теперь существует немало автоматизированных станков и печей, позволяющих упростить, ускорить и повысить качество работы. Например, механические и гидравлические молоты самостоятельно с определённой частотой совершают удары по металлу, позволяя мастеру экономить силы и концентрироваться на придании изделию нужной формы. Из-под руки современного специалиста выходят неповторимые кованые изделия – заборы, ворота, орудия труда, металлическая мебель, предметы интерьера, украшения, костюмы для модных нынче исторических реконструкций.

Изготовление вещей из «сырого» металла включает несколько этапов. Первый – выбор подходящей заготовки и её нагревание в кузнечном горне до максимальной температуры с целью сделать более пластичной. Далее с помощью различных молотков, наковален, щипцов, тисков и других инструментов будущему изделию придаётся нужная форма. Для «закрепления» конечного результата производится закалка путём максимально возможного нагрева изготовленного предмета и опускания его в масло или воду. Ну, а презентабельный вид изделию придаёт шлифовка абразивными средствами.

Впрочем, кузнец не только изготавливает что-то с нуля, но и исправляет дефекты и повреждения готовых металлических предметов хозяйственного или бытового назначения, восстанавливая их форму и функциональность. Для этого он использует различные методы, такие как вытягивание, резка и кузнечная сварка.

В кузнечном деле есть несколько специализаций. Например, кузнец ручной ковки вручную изготавливает предметы небольшой массы. Задача кузнеца-штамповщика – горячая штамповка крупных изделий на специальных прессах или при помощи механических молотов. Кузнец-оператор управляет процессом горячей штамповки на автоматических линиях, участвует в ремонте оборудования, сверяет готовые изделия с образцами. Кузнец драгоценных металлов, собственно, куёт эти самые металлы, делает из них сплавы.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. А один из главных секретов мастерства – безоглядная любовь к своему делу.


Где работать?


Профессия «Кузнец» не умрёт никогда, ведь спрос на прочные и долговечные, красивые и оригинальные кованые изделия не снижается.

Хорошо владея кузнечным ремеслом, без работы не останешься. Вариантов масса: пойти подмастерьем в частный цех, устроиться на сельскохозяйственное предприятие или завод по обработке и изготовлению изделий из металлов, в строительную компанию или специализированный магазин. Можно устроиться на конную ферму или ипподром – там востребованы специалисты по изготовлению и ремонту подков, в музей, художественную галерею, театр или киностудию – там требуется создание, ремонт и реставрация металлического реквизита. Также можно организовать собственную кузницу (тем более что в небольших регионах конкуренция минимальна), открыть частную школу-кузню, проводить увлекательные мастер-классы: с ростом интереса к традиционным ремёслам подобные предложения в цене.

И не забывай: ты будешь носителем ремесла, которому уже почти три тысячи лет! Согласись, это не только дорогого стоит, но и очень приятно.





Подходит ли тебе профессия?


Основным достоинством профессии «Кузнец» принято считать возможность раскрытия творческих замыслов мастера, способность доставлять людям эстетическое наслаждение. Немаловажным плюсом является также низкая конкуренция и относительно высокая заработная плата.

К минусам в первую очередь отнесём риск травм: работа с раскалённым металлом может быть опасна. Имеются и риски для здоровья: длительные физические нагрузки, воздействие тепла, дыма и пара в кузнечном цеху может привести к заболеваниям дыхательных путей, ухудшению зрения, проблемам с позвоночником и ногами.

Тебе подойдёт профессия «Кузнец», если ты:

  • физически вынослив и терпелив: работать придётся при повышенной температуре воздуха, подолгу прикладывая механические усилия;
  • чётко координируешь каждое своё движение, обладаешь хорошим зрением: молотком по пальцам лучше не попадать!
  • внимателен и старателен: малейшая ошибка в процессе работы может привести к некачественному исполнению изделия или даже его непригодности;
  • самоорганизован и аккуратен: условия повышенной опасности требуют поддержания идеального порядка на рабочем месте, ведь от этого зависит здоровье и трудоспособность кузнеца;
  • любишь ручной труд, склонен к занятиям прикладными видами искусства;
  • имеешь художественный вкус и хорошую зрительную память;
  • обладаешь пространственным мышлением: важно понимать, как форма и размер изделия изменятся в процессе ковки.

С помощью небольшого ТЕСТА проверь, что ты знаешь о специфике работы кузнеца.




Где получить образование?



Чтобы стать мастером кузнечного ремесла, необходимо устроиться учеником кузнеца, окончить специальные курсы, школу кузнечного мастерства, специальное среднее учебное заведение (училище, техникум, колледж) или вуз.

Начать освоение профессии можно уже по окончании девяти классов, подав документы в ссуз. Тебе подойдут такие профили обучения, как «Кузнец ручной ковки», «Кузнец художественной ковки», «Мастер-художник по металлу», «Кузнец на молотах и прессах», «Кузнец-штамповщик» и т. п.

Вот несколько подходящих ссузов:

А вот на кузнецов-реставраторов в России учит единственный колледж – Суздальский филиал СПбГИК (г. Суздаль Владимирской области).

Решил подойти к образованию более основательно – выбирай «вышку». Направление «Художественная обработка металлов» предлагают художественные вузы, направление «Художественная ковка» – вузы металлургические.

Предлагаем список лучших вузов в разных городах России:




Как готовиться к поступлению?



Конечно, самый надёжный способ определить, подходит ли тебе профессия, – попробовать себя в деле. Но если с «теоретическими» специальностями всё гораздо проще, то для «прощупывания» кузнечного искусства нужно иметь гараж, дачу или двор частного дома - место, где можно разжечь огонь и постучать молотком. В отсутствие оного единственный способ попрактиковаться в ковке металла – сходить на мастер-классы к профессиональным кузнецам. Благо, они сегодня есть почти в каждом городе.

Неплохой способ больше узнать о профессии – посмотреть реалити-шоу с участием кузнецов, почитать любые издания о художественной ковке.

Окончательно поняв, что кузнечное дело – твоя заветная мечта, подтягивай школьные предметы, результаты ЕГЭ по которым пригодятся при поступлении в профильный ссуз или вуз. Выпускникам школ после 9 и 11 класса обычно необходимо продемонстрировать знания по русскому языку, отечественной истории, обществознанию. Для поступления в вузы также могут понадобиться результаты экзамена по химии или физике.

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Атрошенко, А. П. Механизация и автоматизация кузнечно-штамповочного производства / А. П. Атрошенко, З. М. Гинзбург, К. К. Екимов ; под общей редакцией  П. В. Камнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Ленинград [Санкт-Петербург] : Машиностроение, Ленинградское отделение, 1964. – 150 с.

Вшивков, П. П. Свободная ковка / П. П. Вшивков ; под редакцией М. Г. Златкина. – Москва ; Свердловск [Екатеринбург]: Машгиз, Урало-Сибирское отделение, 1957. – 64 с.

Давыдов, Л. Д. Стальные руки кузнеца / Л. Д. Давыдов. – [Б. м.] : Молодая гвардия, 1957. – 76 с.

Добровольский, Е. Н. Кузнец, сын кузнеца / Е. Н. Добровольский. – Москва : Политиздат, 1974. – 310 с.

Евдокимов, В. Ф. Высокая должность : [рассказ кузнеца Алтайского тракторного завода] / В. Ф. Евдокимов ; [литературная запись Н. Е. Маркова]. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1980. – 48 с.

Инструкция по технике безопасности кузнецу / МПС СССР, Оренбургский паровозоремонтный завод. – Оренбург : [б. и.], 1960. – 13 с.

Коньков, А. С. Мастерство кузнеца / А. С. Коньков, В. Б. Райцес. – Москва ; Свердловск [Екатеринбург] : Машгиз, Урало-Сибирское отделение, 1959. – 352 с.

Коньков, А. С. Металлы кузнечного производства / А. С. Коньков. – Москва ; Свердловск [Екатеринбург] : Машгиз, Урало-Сибирское отделение, 1958. – 63 с.

Лыткин, В. И. Нагрев металла / В. И. Лыткин ; под редакцией А. С. Конькова. – Москва ; Свердловск [Екатеринбург]: Машгиз, Урало-Сибирское отделение, 1960. – 74 с.

Камнев, П. В. Организация и планирование производства в кузнечных цехах / П. В. Камнев. – Ленинград [Санкт-Петербург] : Машиностроение, Ленинградское отделение, 1980. – 95 с.

Массен, В. А. Справочник молодого кузнеца-штамповщика / В. А. Массен, В. Л. Раскинд. – Москва : Высшая школа, 1980. – 255 с.

Морковин, В. Н. Богатырское дело : [рассказ кузнеца Московского электромеханического завода им. Владимира Ильича] / В. Н. Морковин ; [литературная запись П. Арзамасцева]. – Москва : Московский рабочий, 1983. – 88 с.

 Общие сведения для кузнецов / под общей редакцией П. В. Камнева. – Москва ; Ленинград [Санкт-Петербург] : Машгиз, Ленинградское отделение, 1958. – 115 с.

Пухов, В. А. Талант кузнеца [О рабочем Калужского машиностроительного завода И. И. Евстигнееве] / В. А. Пухов. – Москва : Машиностроение, 1980. – 64 с.

Шапиро, А. А. Учебник сельского кузнеца : [для сельскохозяйственных профессионально-технических училищ] / А. А. Шапиро. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Высшая школа, 1971. – 166 с.