Профессия «SMM-специалист»



«Реклама - двигатель торговли». Этот слоган приписывают Людвигу Метцелю, создавшему в России в далёком 1878 году «Центральную контору объявлений». С тех пор прошло уже полтора века, а фраза день ото дня лишь подтверждает свою актуальность.

В средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. Со временем на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты, телевизионные ролики. Сегодня, в век электронных технологий, на первый план выходят социальные сети - самые густонаселённые интернет-территории. Успешно продвинуть в них свой товар или услугу - всё равно что покорить предпринимательский Олимп!

Но что делать, если у самого бизнесмена для такого продвижения не хватает ни опыта, ни чутья, ни свободного времени? В таких случаях на помощь приходят профессионалы. Привлечь и удержать клиента - таково кредо и основная задача SMM-специалиста.

Встреча с SMM-специалистом Антоном Бурлуцким

Каковы перспективы у менеджеров по социальным сетям в России? Кому подходит профессия и сложно ли её освоить?.. На эти и многие другие вопросы в интервью Оренбургской областной библиотеке им. Н. К. Крупской отвечает SMM-специалист Антон Бурлуцкий.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


SMM (от англ. Social Media Manager) - менеджер по социальным сетям. Это специалист, продвигающий на их просторах ту или иную компанию, конкретного человека или мероприятие. Задача SMM-специалиста - сформировать в сознании потенциальных покупателей положительный имидж заказчика, вызвать интерес к его товару или услуге.

Эсэмэмщики, как они сами себя называют, планируют и создают в соцсетях рекламный контент, отслеживают актуальные тенденции, общаются с подписчиками, сотрудничают с лидерами мнений, отвечают на вопросы аудитории, нивелируют негатив.

Для выполнения столь объёмных задач эсэмэмщик должен обладать навыками копирайтера, иначе ему будет сложно писать интересные материалы и работающие продающие посты, неплохо разбираться в человеческой психологии, чтобы понимать, как эффективнее воздействовать на мнение потенциального покупателя, и, конечно же, уметь анализировать данные, дабы принимать решения по дальнейшему продвижению аккаунта.





Подходит ли тебе профессия?



Чтобы понять, получится ли из тебя хороший SMM-специалист, честно ответь, в какой степени ты обладаешь следующими качествами:

  • Быстрая обучаемость. Одна из специфик работы - учиться придётся постоянно. Соцсети развиваются быстро, в них регулярно выходят обновления, что может влиять на продвижение товара или услуги заказчика. Также стремительно сменяют друг друга и тренды в контенте: за ними нужно постоянно следить, осваивать новые приёмы создания контента и придумывать свои.
  • Креативность. Чем удивить аудиторию, которая быстро «сгорает» от однообразной рекламы? Как выгодно выделиться среди конкурентов? Ты должен быть изобретателем, чтобы находить всё новые и новые решения.
  • Способность работать с большим объёмом информации. Ты должен будешь постоянно вникать в процессы деятельности клиента, искать и находить интересные информационные поводы, чтобы донести её до потенциального покупателя.
  • Умение мыслить стратегически. Чтобы определять причины своих неудач и исправлять их, тебе придётся постоянно анализировать как собственную деятельность, так и деятельность конкурентов. А для этого, кстати, потребуется ещё и умение работать с сервисами для аналитики.
  • Высокий уровень самодисциплины. Работать по свободному графику не значит работать мало или некачественно.
  • Общительность. Ты будешь регулярно вести переговоры с клиентами, взаимодействовать с подписчиками соцсетей, которые ведёшь.
  • Чувство юмора. Оно никогда не повредит - более того, разбавит твой контент, сделает его более интересным и уникальным. А ещё хороший юмор сделает тебя стрессоустойчивым!

Плюсы и минусы

Понять, подходит ли тебе профессия, поможет и анализ всех её достоинств и недостатков. SMM-специалист - это современная профессия, у которой много плюсов. Вот только основные из них: возможность работать удалённо, в любое время и из любой точки мира, то есть быть хозяином собственного времени; реализация творческого потенциала; отсутствие потолка для роста и развития в плане профессиональных навыков; высокая зарплата; востребованность (сейчас практически каждый бизнесмен понимает, что огромную долю своей аудитории стоит искать в соцсетях, а значит, потребность в СММ-специалистах год от года растёт).

Минусов у профессии не так уж много. Основные - это большой объём работы с обязательным составлением анализов, отчётов, проведением мониторингов, а также ненормированный рабочий день перед монитором компьютера (это может привести к проблемам со зрением и позвоночником).




Где получить специальность?



Маркетинг в социальных сетях нынче уже не так прост, как ещё несколько лет назад. Теперь, чтобы повысить продажи, недостаточно расставлять хештеги и собирать лайки. Даже большое количество подписчиков не гарантирует того, что у тебя что-то купят. Огромная конкуренция и изменение алгоритмов продаж ужесточили правила ведения бизнеса в социальных сетях. Поэтому обучение SMM-маркетингу как никогда актуально.

Однако среди большого количества курсов так сложно выбрать тот, который подойдет именно тебе! Вот что советует Антон Бурлуцкий: «Целесообразнее отдать предпочтение курсам от крупных образовательных компаний и частных специалистов. Выбирать лучше по отзывам. Отзывы смотрим в сообществах эсэмэмщиков. Самые крупные предложения - у Skillbox и GeekBrains. Среди частников лучшими считаются Дмитрий Румянцев и Дамир Халилов».

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Корнилов, Г. Переходи в online : практическое руководство от блогера-миллионника / Г. Корнилов. - Москва : АСТ, 2021. - 191 с. : цв. ил. - (Умный бизнес).

Крюкова, Е. 100+ хаков для интернет-маркетологов: Как получить трафик и конвертировать его в продажи / Е. Крюкова, Д. Савельев. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 302 с.

Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебное пособие / под редакцией Н. А. Нагапетьянца. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Вузовский учебник ; [Б. м.] : ИНФРА-М, 2012. - 282 с.

Нильсон, Т. Конкурентный брендинг. Заставьте чужой опыт работать на себя! / Т. Нильсон ; перевод с английского С. Жильцова ; главный редактор Е. Строганова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2003. - 207 с. : рис.  - (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

Performance-маркетинг. Заставьте интернет работать на вас / Г. В. Загребельный, М. Ю. Боровик, Т. В. Меркулович, И. А. Фролкин. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 267 с.

Рекхэм, Н. Спин-продажи / Н. Рекхэм ; перевод с английского  А. Масляковой. - 2-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 325, [10] с.

Рекхэм, Н. Спин-продажи. Практическое руководство / Н. Рекхэм ; перевод с английского И. Петровской. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 297, [7] с.

Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR : учебное  пособие / И. Ш. Резепов. - Москва : Дашков и К°, 2008. - 224 с.

Румянцев, Д.  Продвижение бизнеса ВКонтакте. Быстро и с минимальными затратами / Д.  Румянцев. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 247, [1] с. : портр., рис. - (IБизнес).

Теория и практика связей с общественностью : учебник / А.В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А. С. Тарасов. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 240 с. : ил.

Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник / Л. Чернатони, М. Макдональд ; перевод  с английского; под редакцией Б.Л. Ерёмина. - Москва : ЮНИТИ-Дана, 2006. - 559 с. - (Зарубежный учебник).

Шарков, Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе : учебник / Ф.И. Шарков ; Международная  академия бизнеса и управления. - Москва : Дашков и К°, 2008. - 348 с.

Шуст, А. Текст, который продаёт товар, услугу или бренд / А. Шуст. - Москва : Времена : АСТ, 2021. - 350, [1] с. : ил. - (Нонфикшн рунета).

Эллвуд, Я. 100 приёмов эффективного брендинга / Я. Эллвуд ; перевод  с английского  С. Жильцова ; под общей редакцией Ю. Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 368 с. : ил. - (Маркетинг для профессионалов).