За свою жизнь он проживает десятки чужих жизней. Его творчество завораживает, давая зрителю поводы для размышлений. Одним только взглядом, коротким жестом он способен выразить то, для чего другому не хватит и сотни слов. Окружающих он исследует, как «рентген», фиксирует особенности их поведения для дальнейшего копирования. Ранимый, как ребёнок, собственную неудачу он переживает, как вселенскую трагедию, а короткий момент славы – как величайшее достижение человечества. Его духовная пища – внимание и любовь публики.
Он актёр, и этим всё сказано.
Какими навыками, человеческими качествами нужно обладать, чтобы стать актёром? Стоит ли сдерживать волнение перед выходом на сцену? Где черпать вдохновение, если ты слишком молод и ещё не успел накопить собственный эмоциональный багаж? Как не «заиграться» и не перенести свои роли за пределы театра? Нужно ли артисту тренировать память, соблюдать режим дня и диету?.. Об этом и многом другом на встрече со студентами учебных заведений города рассказывает солистка (вокалистка) Оренбургского областного театра музыкальной комедии Дарья Портнова.
Если ты хочешь связать свою жизнь со сценой, сначала разберись, есть ли у тебя актёрский талант и интересно ли тебе драматическое искусство в целом.
В идеале любой актёр мечтает найти работу по специальности - желательно в театре, кино, цирке или на эстраде. Впрочем, он может устроиться ведущим мероприятий или аниматором, сниматься в рекламе, быть stand-up комиком или youtube-блогером.
Чтобы трезво взглянуть на профессию актёра, необходимо знать о её плюсах и минусах. Начнем с приятного. Тебя ждёт интересная творческая работа: ты сможешь побыть тем, кем никогда не будешь в реальности. Ты заведёшь много интересных знакомств. Благодаря гастролям у тебя появится возможность путешествовать. Да и просто ценно одно чувство, что ты можешь влиять на чувства и эмоции зрителя.
Не будем умалчивать о минусах. Тебя ждёт напряжённый график, ведь у актёра нет выходных и нормированных часов работы. Может не остаться времени для создания семьи! Тебе нужно будет постоянно заучивать тексты и воспроизводить их без запинки. Тебе придётся тщательно следить за своей внешностью, ведь актёр - человек публичный, пример для подражания. Даже знаменитый артист время от времени бывает не востребован. Это может привести к психологическим проблемам.
Актёрская профессия больше подходит экстравертам. Если ты не готов к взаимодействию с большим количеством людей на съёмочной площадке и в жизни, подумай, стоит ли вообще начинать.
Будущих актёров воспитывают в театральных вузах, колледжах и школах. Там они учатся актёрскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Дабы повысить квалификацию или приобрести необходимые актёрские навыки, можно пройти курсы, которые зачастую проводят театральные институты.
Среди театральных российских вузов есть те, что считаются престижными: они вырастили не один десяток известных кино,- и театральных актёров.
Театральные вузы или колледжи есть в большинстве крупных городов Российской Федерации. К самым известным и престижным относятся:
В Оренбурге освоить профессию артиста можно в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей.
Для поступления в большинство театральных колледжей и вузов из школьной программы требуются результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Сложнее будет с творческими испытаниями. Они проходят в несколько этапов (в известных институтах - до шести). Комиссия спрашивает про ваши увлечения, причины, по которым хотите стать актёром, в каком амплуа себя видите и многое другое. Так называемое собеседование длится около получаса. Также абитуриенту предстоит представить на суд экзаменаторов свою актёрскую миниатюру, продемонстрировать речь, танец и пение.
Чтобы попасть в одну из наиболее престижных «мастерских талантов», нужно пройти огромный конкурс. Художественный руководитель, который набирает курс, разглядывает в будущем студенте не знания по школьным предметам, а в первую очередь талант. Абитуриента могут взять, даже если он никогда не занимался в театральной студии и имеет низкие баллы ЕГЭ.
Ещё учась в школе, ты можешь сделать первые шаги к мечте - профессии артиста. Что для этого нужно?
Конечно, врождённые способности не изменить: талант либо есть, либо его нет. Но вот над своим характером, физическими качествами, знаниями и навыками можно поработать. Тогда поступить в театральный будет гораздо проще. Да и в жизни всё это пригодится!
Владимирская, А. Р. Звездные часы оперетты / А. Р. Владимирская. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Ленинград : Искусство, 1991. - 217,[3] с. : ил. - Текст : непосредственный.
Грекова-Дашковская, О. П. Старые мастера оперетты / О. П. Грекова-Дашковская. - Москва : Искусство, 1990. - 284,[2] с. : ил. - Текст : непосредственный.
Гринберг, Я. Московский театр оперетты : его жизнь, радости и огорчения / Я. Гринберг. - [Москва : Московский рабочий, 1967]. - 208 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Жукова, Л. Л. В мире оперетты / Л.Л. Жукова. - Москва : Знание, 1976. - 112 с. + вкл. - (Народный университет. Факультет литературы и искусства). -Текст : непосредственный.
Жукова, Л. Л. Искусство оперетты / Л.Л. Жукова. - Москва : Знание, 1967. - 79 с. : ил. - (Народный университет ; 1. Факультет литературы и искусства). -Текст : непосредственный.
Кальман, В. Помнишь ли ты...?: Жизнь Имре Кальмана / В. Кальман; перевод с венгерского; [предисловие А.И. Кордунера]. - Москва : Радуга, 1989. - 173,[2] с., [8] л. ил. - Текст : непосредственный.
Кампус, Э. Ю. О мюзикле / Э.Ю. Кампус; [перевод с эстонского]. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1983. - 128 с. - Текст : непосредственный.
Коган, Б. С. Добрый мир оперетты : [к 40-летию Свердловского театра музыкальной комедии] / Б.С. Коган. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1973. - 160 с., 8 л. ил. - Текст : непосредственный.
Кудинова, Т. Н. От водевиля до мюзикла / Т.Н. Кудинова. - Москва : Советский композитор, 1982. - 175 с. : нот. ил. - Текст : непосредственный.
Московская оперетта 50. - Москва : Московский рабочий, 1977. - 64 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Михеева, Л. В. В мире оперетты : путеводитель / Л.В. Михеева, А.А. Орелович. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Советский композитор, 1982. - 312 с. - Текст : непосредственный.
Мусатов, В. И. Имре Кальман : очерк жизни и творчества / В.И. Мусатов. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1978. - 152 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Орелович, А. А. Что такое оперетта / А.А. Орелович. - Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленинградское отделение], 1966. - 103 с. - Текст : непосредственный.
Радошанский, Н. Н. Записки актера оперетты / Н.Н. Радошанский ; [послесловие Н. Янета. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1964]. - 168 с., 20 л. ил. - Текст : непосредственный.
Савранский, В. С. Знаете ли вы оперетту : 150 вопросов и ответов / В. Савранский. - Москва : Советский композитор, 1985. - 73 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Театр музыкальной комедии в годы блокады : [сборник / редакторы-составители: Е. Ильмас, З. Габриэльянц, К. Герцфельд]. - Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1973. - 87 с., 6 л. ил. - Текст : непосредственный.
Янковский, М. О. Искусство оперетты / М.О. Янковский ; составитель, общая редакция и вступительная статья Сим. Дрейдена. - Москва : Советский композитор, 1982. - 277 с. - Текст : непосредственный.
Янковский, М. О. Советский театр оперетты : очерк истории / М.О. Янковский ; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1962. - 487 с., 17 л. ил. -Текст : непосредственный.
***
Лаврентьева, Л. Оренбургская оперетта / Л. Лаврентьева. - Оренбург : Пресса, 1998. - 221 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Наточий, В. Ф. Силуэты: хроника Оренбургского театра музыкальной комедии / В. Ф. Наточий; Комитет администрации Оренбургской области по культуре и искусству. – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2001. - 445 с.