Споры о том, обязательно ли журналисту начинать карьеру с профильного обучения, ведутся давно. Кто-то и вовсе считает, что учёба может только навредить его неповторимому стилю письма и речи. Но взглянем на статистику: большинство ведущих журналистов всё же окончили вузы по специальности!
Честно ответьте себе на вопрос: «Почему именно факультет журналистики?». Варианты «люблю писать», «хочу брать интервью у звёзд», «мечтаю много путешествовать» не подходят. Конечно, тяга к писательству, желание общаться с людьми, не сидеть на месте важны, но только ради этого идти в профессию не стоит. Тем более что на вступительных испытаниях ваш романтичный ответ на вопрос, почему вы решили стать журналистом, точно не оценят. Но если вы знаете, что «хотите освещать проблемы в своём регионе», «мечтаете рассказывать истории о малоизвестных, но значимых для общества личностях», «горите желанием помогать людях разбираться в сложных жизненных процессах», добро пожаловать в журналистику!
Первая встреча посвящена профессии «Журналист». Где сложнее и интереснее работать: в печатных СМИ, на радио или телевидении? Можно ли по учебникам научиться писать хорошие статьи, делать качественные телерепортажи? Где брать темы для материалов? С какими чертами характера категорически нельзя идти в журналистику? На эти и другие вопросы отвечает первый участник проекта «Твой выбор» – оренбургский журналист Татьяна Шаповаленко.
Вот лишь некоторые из направлений, по которым можно получать профильное образование: газетная, теле,- радио,- фотожурналистика, журналистика международная, PR и реклама...
Всего в России около 150 вузов, обучающих журналистике. Самая известная кузница кадров – конечно, Московский государственный университет с его 15 журналистскими кафедрами. Но если МГУ – это классика, то в Высшей школе экономики (Москва) вас ждёт более современный подход к обучению, акцент на медиа-инструменты, создание сайтов, аналитику. В МГИМО акцент по традиции делается на языки и международную журналистику. Проходной балл сюда – один из самых высоких.
Далее в списке известнейших вузов по интересующему профилю – Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций при СПбГУ. Нельзя не назвать и Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций при Казанском (Приволжском) федеральном университете. Здесь изучают журналистику, связи с общественностью, социологию. Славится и Самарский государственный университет. По качеству и фундаментальности образования, международным связям и востребованности выпускников он в рейтинге лучших заведений. Томский государственный университет также даёт качественное образование по специальности «Журналистика». Кстати, Томск входит в список одних из самых комфортных городов для студентов в России.
В лидерах по Приволжскому федеральному округу Пермский национально-исследовательский университет, Самарский госуниверситет (о нём уже упоминалось выше), Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
Но и Оренбуржью есть чем похвастаться! Созданная в 1997 году кафедра журналистики при Оренбургском государственном университете – одна из самых молодых и динамично развивающихся. Выпускники нашего журфака являются ведущими специалистами печатных СМИ, радио и телевидения области.
***
Далее перечислены основные государственные (заметим: именно государственные) вузы, дающие образование по направлению «Журналистика»:
Башкирский государственный университет;
Вятский государственный университет;
Дальневосточный федеральный университет;
Марийский государственный университет;
Московский государственный институт культуры;
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева;
Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета;
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова;
Пензенский государственный университет;
Пятигорский государственный университет;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
Российский государственный гуманитарный университет;
Российский государственный социальный университет;
Самарский государственный социально-педагогический университет;
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева;
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского;
Севастопольский государственный университет;
Тольяттинский государственный университет;
Удмуртский государственный университет;
Ульяновский государственный университет;
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
Вступительный экзамен на специальность «Журналистика» состоит из двух частей: ЕГЭ и творческого конкурса. В зависимости от университета они могут отличаться.
Из ЕГЭ русский язык обязателен везде. В дополнение к нему может потребоваться как один предмет, так и несколько: литература, иностранный язык, обществознание. Имеет смысл определиться с конкретными университетами и специальностями и лишь после этого начинать подготовку.
Творческий конкурс необходим для оценки потенциала абитуриента. Сложность поступления на специальность «Журналист» состоит в том, что за последние годы учёбы в школе нужно успеть попробовать себя на этой стезе и продемонстрировать полученные навыки приёмной комиссии. Чаще всего творческое испытание состоит из трёх частей: защита досье, написание эссе, устное собеседование.
Досье – это работы (публикации) абитуриента в СМИ: статьи в газетах или журналах, ролики на телевидении или программы на радио. К аудио,- и видеоматериалам зачастую требуется письменный сценарий. Чтобы собрать досье, стоит обратиться за помощью в редакции местных газет, журналов, телеканалов, радиостудий, интернет-порталов. Это даст возможность получить несколько настоящих публикаций, небольшой опыт работы и к тому же определиться, стоит ли вообще поступать на журфак.
Эссе (сочинение) абитуриенты пишут в общей аудитории несколько часов, а темы им дают только на экзамене. В целом тематика зачастую связана с журналистикой или проблемами современности. Имеет смысл перед поступлением изучить хотя бы основы теории журналистики, чтобы использовать профессиональную терминологию. Также могут потребовать написать эссе в конкретном жанре (статья, репортаж, очерк), поэтому нужно уметь различать их.
Устное собеседование предполагает разговор с комиссией на профессиональные и личные темы. У абитуриента могут спросить его мнение насчёт ситуации в стране и последних новостях, попросить назвать любимых журналистов и СМИ, порассуждать на актуальные темы. Также часто задают личные вопросы: почему абитуриент хочет стать журналистом, какие у него есть для этого качества и навыки. Если предполагаются специализированные вопросы, например, про историю журналистики, то список публикуют на сайте вуза, чтобы поступающие смогли подготовиться.
Впрочем, существует способ избежать вступительных экзаменов или хотя бы получить привилегии. Для этого во время школьной учёбы необходимо участвовать в различных конкурсах или олимпиадах. Отличный вариант – Всероссийская олимпиада. Её победителям и призёрам даются дополнительные баллы для поступления в вузы. Есть и олимпиады от конкретных университетов. Первый этап часто проводят дистанционно, а на второй (если удалось пройти) нужно ехать непосредственно в вуз.
Подготовка к поступлению на факультет журналистики не ограничивается зубрёжкой заданий ЕГЭ и сотрудничанием с редакциями. У нескольких оренбургских журналистов мы спросили, как они сами готовились к вузу. Предлагаем взять на заметку их дельные советы завтрашним выпускникам школ:
Анпилогова, Л. В. Культура профессионального общения журналиста : учебно-методическое пособие / Л. В. Анпилогова, И. А. Магеррамов ; Оренб. гос. ун-т. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003.
Багиров, Э. Г. Основы телевизионной журналистики : учебное пособие / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский ; под ред. А. Я. Юровский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во МГУ, 1987.
Баженова, Л. М. Основы экранной культуры : для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений / Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, Ю. Н. Усов. – Раменское : [б. и.], [199-]. - 60 с. - (Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию ; вып. 2).
Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов : монография / В. В. Богуславская. - 4-е изд. – Москва : ЛКИ, 2013.
Ворошилов, В. В. Журналистика : базовый курс: учебник / В. В. Ворошилов ; Санкт-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - 5-е изд. – Санкт-Петербург : Изд-во им. В.А. Михайлова, 2006. - 640 с. - (Библиотека профессионального журналиста).
Дымова, И. А. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие / И. А. Дымова, П. Г. Рыков, Г. И. Щербакова ; Оренб. гос. ун-т. – Оренбург : Университет ; [Б. м.] : Пресса, 2013.
Дымова, И. А. Редактирование текстов массовой коммуникации : учебное пособие / И. А. Дымова ; М-во образования и науки РФ, ОГУ. – Оренбург : Университет, 2012.
Журналистика ХХI века: навстречу человеку : материалы секции форума «Дни философии в Петербурге – 2012» / С-Петерб. гос. ун-т, Высшая шк. журналистики и массовых коммуникаций ; ред.: И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2013. - 217 с. - (Философское общество).
Журналистика. Общество. Ценности : коллективная монография / ред.-сост. В. А. Сидоров. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2012.
Засорина, Т. Профессия – журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. – Ростов- на-Дону : Феникс, 1999. - 318 с. - (Образование и карьера).
Интернет-СМИ: Теория и практика : учебное пособие / под ред. М. М. Лукиной. – Москва : Аспект Пресс, 2010.
Корконосенко, С. Г. Основы журналистики : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. - Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009.
Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста : учебник / С. Г. Корконосенко, С. М. Виноградова, Г. В Лазутина и др. ; ред.-сост. С.Г. Корконосенко, О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., С.-Петерб. ин-т внешнеэконом.связей, экономики и права. – Санкт-Петербург: СПбИВЭСЭП, 2000.
Коханова, Л. А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 536 с. - (Медиаобразование).
Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Аспект-Пресс, 2006.
Лихтин , А. Н. О журналистике. И не только о ней. 45 вопросов самому себе : о времени, о жизни, о себе / А. Н. Лихтин . – Бузулук : [б. и.], 2015 (Бузулукский центр содействия СМИ).
Лозовский, Б. Журналистика: техника безопасности / Б. Лозовский. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург : [б. и.], 2004.
Ломанцова, И. Ты-журналист : занимательное пособие для начинающих журналистов / И. Ломанцова. – Оренбург : ОГУ, 2001.
Мельник, Г. С. Деловая журналистика : учебное пособие / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. – Санкт-Петербург : Питер, 2010.
Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г. С. Мельник. – Санкт-Петербург: Питер, 2005.
Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста : учебное пособие : [в 2 ч.] / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – Санкт-Петербург: Питер, 2008 - (Краткий курс).
Мещеряков, В. А. Выбор будущего журналиста в информационной среде университета : учебное пособие / В. А. Мещеряков, Т. А. Саблина ; Оренб. гос. ун-т. – Москва : Дом педагогики, 2014.
Мещеряков, В. А. Информационный выбор как фактор ценностного самоопределения будущего журналиста : автореф. ис. канд. пед. наук : 13.00.08 / В. А. Мещеряков. – Оренбург : [б. и.], 2014.
Образовательные возможности общения в деятельности журналиста : учебное пособие / Оренб. гос. ун-т ; отв. ред. Л. В. Анпилогова. – Оренбург : Вестник Оренбургэнерго, 2000.
Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учебное пособие : для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» / В. Ф. Олешко. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2008.
Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества : учебное пособие / Е. Е. Пронина. – Москва : КДУ, 2006.
Саблина, Т. А. Ценностное самоопределение будущих журналистов в профессиональной культуре : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Саблина. – Оренбург : [б. и.], 2013.
Сидоров, В. А. 10 рассуждений о социологии журналистики : учебное пособие / В. А. Сидоров. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2012.
Современное журналистское образование : компетентностный подход : сборник / Факультет журналистики МГУ ; под ред. Г. В. Лазутиной; предисловие Е. Л. Вартановой. – Москва : МедиаМир, 2011.
Спорт в зеркале журналистики : (О мастерстве спорт. журналиста): [сборник статей / Сост. Г. Я. Солганик]. – Москва : Мысль, 1989.
Хачатуров, К. А. Записки очевидца : [воспоминания публициста и обществ. деятеля] / К. А. Хачатуров. – Москва : Новости, 1996. - 381 с. - (Время. События. Люди : ВСЛ).
Четвертков, Н. В. Современная пресс-служба : учебное пособие / Н. В. Четвертков. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2010.
Ажгихина, Н. Особый почерк / Надежда Ажгихина // Журналист. - 2009. - N 1. - С.69-70. - (Профессия)
Амзин, А. Трагикомедия ошибок-2 [Текст] : что мешает развиваться сетевым изданиям / Александр Амзин // Журналист. - 2012. - № 3. - С.32-33 : ил., портр. - [. - (Телерадиоэфир и интернет) (Практикум)
Блоги и социальные сети не заменят профессиональные СМИ [Текст] / А. Рябов // Вопросы социального обеспечения. - 2012. - № 6. - С.40. - ISSN 0132-1609. - (Свободная трибуна)
Вартанов, А. В кадре только девушки / Анри Вартанов // Журналист. - 2011. - № 3. - С.34-35 : фот. - (Телерадиоэфир и интернет)
Владимирова, Т. Н. Творческая среда как условие подготовки современного журналиста / Т. Н. Владимирова, В. В. Панферова, С. Ю. Ермолаева // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 5. - С.79-91.
Дзюба, О. Шесть десятков лет с достоинством и без протекции [Текст] / О. Дзюба // Российская Федерация сегодня. - 2015. - № 10. - С.49 : цв. фото. - ISSN 0236-0918. - (Общество)
Еремин, В. Замели под одну гребенку [Текст] / В. Еремин // Журналист. - 2015. - № 4. - С.77 : ил. - ISSN 0130-3589. - (Профессия) (Русский язык)
Еремин, В. "Проперся" по-настоящему / В. Еремин // Журналист. - 2015. - № 6. - С.80-81 : ил. - ISSN 0130-3589. - (Русский язык)
Пасти, С. Современные российские журналисты: отношение к профессии / С. Пасти // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2012. - № 4. - С.22-41.
Распопова, С. Как работать с фактами? / С. Распопова // Журналист. - 2013. - № 8. - С.74-75.
Распопова, С. Как СМИ повышают интерес к чтению / С. Распопова // Журналист. - 2015. - № 6. - С.40-42.
Стечкин, И. В. Интерактивность в журналистской деятельности как ценностная парадигма, приобретаемая в процессе высшего профессионального образования / И. В. Стечкин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2012. - № 4. - С.42-58.
Федотова, О. В. Этические и правовые принципы профессиональной деятельности журналиста в глобализирующемся пространстве [Текст] / О. В. Федотова // Регионология. - 2014. - № 3. - С.182-189. - Библиогр.: c. 188 (5 назв. ). - ISSN 0131-5706. - (Информационное пространство региона)
Хатиашвили, Г. Медийные бренды и журналистский маркетинг / Г. Хатиашвили // Журналист. - 2014. - № 4. - С.49-50.
Журналист: ежемесячный журнал / учредитель и издатель ООО «Медиагруппа «Журналист»;.ген. директор и гл. редактор Л. Петрова. – Москва. – 1914 -