Голованов, Я. К. Дорога на космодром : мечта, опыт, дело / Я. К. Голованов. – Москва : Детская литература, 1983. – 551 с. : ил.
Книгу известного журналиста популяризатора науки и техники Ярослава Кирилловича Голованова можно назвать своеобразной историей мировой космонавтики, охватывающей период от мифологического Икара до ставшего легендарным Ю. Гагарина. В ней прослежен многовековой путь человеческой мечты о полете в космическое пространство, и в этом смысле книга – биография идеи. И составлена она, подобно мозаичной картине, из биографий конкретных людей разных времен и народов, прокладывавших дорогу к сегодняшним стартовым площадкам. Великий наш соотечественник К. Циолковский, француз Р. Эсно-Пельтри, американец Р. Годдард, немец Г. Оберт – ее герои. В книге рассказано о работах С.П. Королева, М.В. Келдыша, В.П. Глушко, А.М. Исаева, М.К. Тихонравова, Ю.А. Победоносцева, Г.Н. Бабакина и других выдающихся советских ученых и конструкторов, воплотивших в жизнь давнюю мечту человечества. Издание иллюстрировано рисунками известного художника-графика Дмитрия Бисти и его сына Андрея. Листать
Глушко, В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР / В. П. Глушко. – 2-е изд., доп. – Москва : Машиностроение, 1981. – 205 с. : ил.
Конструктор мощных ракетных двигателей, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Валентин Петрович Глушко в своей книге, дает краткий научно-популярный очерк истории развития ракетостроения и космонавтики в нашей стране. На основе большого исторического материала в хронологической последовательности описываются важнейшие этапы развития отечественного ракетостроения и космонавтики от зарождения первых идей, начиная со средневековья до великих космических свершений современности. Читатель узнает о целой плеяде замечательных русских и советских ученых, инженеров, конструкторов: Н.И. Кибальчиче, Н.Е. Жуковском, Н.И. Тихомирове, Ю.В. Кондратюке, Ф.А. Цандере, В.П. Ветчинкине, М.К. Тихонравове, Н.А. Пилюгине, М.Я. Янгеле. Г.Н. Бабакине, А.М. Исаеве, С.А. Косберге, М.В. Келдыше и других. Особое место в этом ряду занимают имена К.Э. Циолковского и С.П. Королева. Книга иллюстрирована документальными фотографиями и рассчитана на широкий круг пользователей. Листать
В Калугу к Циолковскому: мемориальный Дом-музей К. Э. Циолковского / составитель: Е. А. Тимошенкова, Т. В. Чугрова. – Калуга : Золотая аллея, 2007. – 128 с. : ил.
«С большим удовольствием и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович. Его светлые мысли, предвидения, научные открытия сбылись в наши дни. Очень счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос.
Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперёд», – написал Ю. Гагарин в 1964 году в Книге почётных посетителей Мемориального дома-музея основоположника космонавтики в Калуге.
Эти слова открывают книгу-альбом. Это не просто путеводитель – в очерке «Мои труды – моя биография» на основе документов и воспоминаний рассказывается об учёном, его семье, окружении, преподавательской и исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется жизни Циолковского в Калуге, а это более 40 лет, из них 30 – в доме, где сейчас находится его музей, в последние десятилетия ставший столь притягательным для многих тысяч людей. В книге использованы, в том числе и уникальные, впервые публикуемые материалы. Листать
Салахутдинов, Г. М. Фридрих Артурович Цандер : (К 100-летию со дня рождения) / Г. М. Салахутдинов. – Москва : Знание, 1987. – 62, [2] с. : ил.
Страстным последователем К.Э. Циолковского был Фридрих Артурович Цандер (1887 – 1933), известный советский ученый инженер, энтузиаст межпланетных полетов, основатель и первый руководитель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), ставшей школой многих прославленных конструкторов советской космической техники.
В нем исключительно удачно сочетались черты крупного ученого и талантливого инженера. Фридрих Артурович, начиная со студенческих лет занимался теоретическими и инженерными вопросами межпланетных полетов. «Вперед – на Марс!» - было девизом всей его жизни. Он рассчитывал расстояния межпланетных трасс, разрабатывал способы защиты космонавтов от метеоритов. Предсказал, что в космонавтике широкое применение найдет телевидение. Цандер был первым инженером в СССР, разработавшим и построившим жидкостные ракетные двигатели и ракету, которая стартовала в 1933 году. Многогранна и поучительна жизнь этого одаренного, скромного человека. В брошюре рассказывается о жизни, научной и инженерной деятельности, общественной и пропагандистской работе по популяризации идеи космических полетов Ф.А. Цандера. Брошюра рассчитана на широкий круг пользователей. Листать
Гаркуша, А. Т. Стрела летящая / А. Т. Гаркуша. – Москва : Московский рабочий, 1993. – 150 с.
В числе первых теоретиков межпланетных полетов и имя Юрия Васильевича Кондратюка (Александр Игнатьевич Шаргей) (1900-1941,1942?).
В своих исследованиях он дал ряд новых ценных предложений, которые до настоящего времени не потеряли своей актуальности. У Кондратюка обычная биография русского интеллигента. Самоучка, ставший инженером, он поражал оригинальностью и простотой решения сложнейших технических задач. Его идеи легли в основу американского проекта полета космического корабля «Аполлон», доставившего человека на поверхность Луны. Многие положения этой теории используются в современной космонавтике. В 1941 году в годы Великой Отечественной войны он ушел ополченцем на фронт и погиб в боях за Родину. Листать
Голованов, Я. К. Королев: факты и мифы. / Я. К. Голованов. – Москва : Наука, 1994. – 798 стр. : ил.
В истории освоения космического пространства целая эпоха связана с именем академика, конструктора ракетно-космических систем, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Сергея Павловича Королева (1907-1966). Под его руководством были созданы первые ракеты, пилотируемые космические корабли, искусственные спутники Земли, осуществлены облет и фотографирование обратной стороны Луны, запуск автоматических межпланетных станций в сторону Венеры и Марса. Сергей Павлович обладал гигантской энергией, необычайной смелостью при решении сложных проблем, тонкой инженерной интуицией и научной прозорливостью. В памятные первые годы штурма космоса его называли Главным конструктором.
На страницах книги известного мастера космической журналистики рассказывается о жизненном пути Главного конструктора - академика С.П. Королева, его становлении как инженера-конструктора, об этапах создания ракет разной дальности и назначения. Незаурядные организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов. В книге показано как глубокая и постоянная увлеченность идеей космических полетов определила весь жизненный путь С.П. Королева. Автор работал над книгой 26 лет. В нее вошли многочисленные свидетельства близких, соратников, родных Главного конструктора, неопубликованные документы и уникальные фотографии (из личного архива автора). Книга рассчитана на широкий круг пользователей. Листать
Келдыш, М. В. Космические исследования / М. В. Келдыш, М. Я. Маров ; АН СССР, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша – Москва : Наука, 1981. – 191 с., 2 л. ил. : ил.
Одним из идеологов советской космической программы был академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978). Он заложил теоретические основы внеземных полетов и определил стратегические задачи изучения космоса. С 1953 года в Математическом институте АН СССР под руководством ученого, велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 года его успешным запуском и выводом на орбиту.
Решающую роль М.В. Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты-носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства «Космос»). Мстислав Всеволодович руководил «Лунной» программой, включая полеты автоматических станций семейства «Луна». Ученому принадлежала идея изучения атмосферы Венеры с помощью аэростатных зондов, создания марсоходов и доставки на Землю марсианского грунта, концепция, создания пилотируемых орбитальных комплексов путем наращивания модульных конструкций. По его инициативе был создан Институт космических исследований в составе АН СССР. Ученый внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов: первого полета человека в космическое пространство, совместного советско-американского космического полета «Союз-Апполон» и международных полетов по программе «Интеркосмос». Предлагаемая вниманию пользователей книга является последней работой выдающегося ученого современности, написанной в соавторстве с одним из его ближайших сотрудников профессором М.Я. Маровым. Книга охватывает все направления, которые обобщенно называются космическими исследованиями. В издании в сжатой и доступной форме рассказывается об основных этапах развития в СССР космических исследований. Можно, понять, какие исторические предпосылки и научно-технические основы обеспечили запуск первого в мире искусственного спутника Земли и первый полет в космос гражданина Земли - советского человека Ю.А. Гагарина. Показана роль космических исследований в решении фундаментальных научных проблем и практических нужд человечества. Книга рассчитана на широкий круг пользователей, интересующихся историей освоения космического пространства в СССР. Листать
Кантемиров, Б. Н. Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900 - 1974) / Б. Н. Кантемиров ; ответственный редактор Ю. М. Батурин ; РАН. – Москва : Наука, 2014. – 216 с. : ил. – (Научно-биографическая литература). – Библиография: с. 213 - 214.
Неоценим вклад в ракетостроение выдающегося ученого, инженера, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Международной академии астронавтики, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Михаила Клавдиевича Тихонравова (1900-1974).
Конструктор ракеты 09 на гибридном топливе, осуществившей первый в стране реактивный полет, и других жидкостных ракет Группы изучения реактивного движения (ГИРД) и Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Тихонравов предложил схему компоновки жидкостных баллистических ракет большой дальности, базируясь на идее "эскадры ракет" К.Э. Циолковского, что стимулировало творческий процесс в группах С.П. Королева и М.В. Келдыша по решению данной задачи. Это привело к созданию первой в мире Межконтинентальной баллистической ракеты (МБР Р-7). Михаил Клавдиевич пришел к обоснованному выводу о возможности конструирования и запуска первого в мире искусственного спутника Земли и приложил массу усилий, чтобы донести эту мысль до руководителей творческих коллективов, научных организаций и руководства отрасли и страны. В результате 4 октября 1957 г. искусственный спутник Земли был выведен на орбиту. Листать
Романов, А. П. Ракетам покоряется пространство / А. П. Романов. – Москва : Политиздат, 1976. – 111 с., 4 л. ил. – (Герои Советской Родины).
Автор повести журналист Александр Романов рассказывает об академике, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственной премий СССР, обладателе Золотой медали имени К. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений Валентине Петровиче Глушко (1908-1989), основоположнике отечественного ракетного жидкостного двигателестроения.
В 1923 году между 67-летним ученым из Калуги и 15-летним школьником из Одессы завязалась переписка. На вопрос К. Э. Циолковского, насколько серьезно отношение юноши к своему увлечению, Валентин Глушко ответил: «Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу только то, что это является моим идеалом и целью моей жизни…». Свою мечту академик пронес через всю жизнь. Он создал первый в мире электротермический ракетный двигатель, конструировал первые отечественные жидкостные двигатели, предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо для ракет. Двигатели его конструкций стояли на ракетах, поднявших в космос первый спутник, первого человека… Листать
Губарев, В. С. Конструктор : несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля / В. С. Губарев. – Москва : Политиздат, 1977. – 110 с. : ил. – (Герои Советской Родины).
С.П. Королев понимал, что только дружная, слаженная и хорошо координированная работа многих коллективов может обеспечить в короткие сроки решение сложных проблем разных типов, ракет-носителей, наземных измерительных комплексов. Именно поэтому еще в 40-е гг. XX в. Королев стал одним из инициаторов организации Совета Главных конструкторов. В этот Совет первоначально вошло небольшое число талантливых инженеров, впоследствии выдвинувшихся в первые ряды ученых нашей страны и возглавивших крупные исследовательские и конструкторские коллективы. Одним из них был академик М.К. Янгель.
Журналист Владимир Степанович Губарев описывает жизненный и творческий путь ученого, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Михаила Кузьмича Янгеля (1911-1971), создавшего новое направление в разработке ракетно-космических систем. Он приводит интервью с М.К. Ягелем, воспоминания людей, близко знавших ученого по совместной работе в конструкторском бюро С.П. Королева и как руководителя одной из ведущих конструкторских организаций.
Крестьянский парень из таежной сибирской деревни, рабочий подмосковной текстильной фабрики, авиационный конструктор и, наконец главный конструктор ракетно-космических систем – таков жизненный путь этого удивительного человека. Ученый создал новое направление и свою школу в разработке ракет и космических аппаратов различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного пространства по программе «Космос». Листать
Арлазоров, М. С. Дорога на космодром / М. С. Арлазоров. – 2-е изд. – Москва : Политиздат, 1984. – 141 с. : ил. – (Герои Советской Родины).
Книга посвящена Алексею Михайловичу Исаеву (1908-1971), Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, выдающемуся конструктору космической техники.
Автор рассказывает о жизни ученого: о его работе в угольной шахте, активном участии в стройках первой пятилетки, создании проекта первого советского ракетного истребителя, о многолетнем сотрудничестве с С.П. Королевым в освоении космоса. Чтобы оценить значимость его работ, достаточно упомянуть двигатели одноразового включения, обеспечивающие торможение, и двигатели, которые можно было включать многократно, что позволяло космическим кораблям не только сближаться на орбите, но и менять параметры орбит. Двигатели, созданные коллективом под руководством А.М. Исаева, использовались для коррекции траектории полета автоматических межпланетных станций к Луне, Марсу, Венере. Также были разработаны и двигатели, обеспечившие возвращение на Землю ракеты, доставивший грунт с Луны. И на современном этапе развития космонавтики двигатели, конструкторского бюро Исаева используются на всех российских орбитальных станциях серии «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос»). Листать
Иванов, А. Г. Старт завтра в 9... / А. Г. Иванов. – Москва : Советская Россия, 1980. – 675 с.
В книге отражена работа конструкторского коллектива, которым руководил Георгий Николаевич Бабакин (1914-1971), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР.
Многие автоматические станции, над которыми работали Конструкторские бюро под руководством Г.Н. Бабакина, связаны со словом «первый»: первые мягкие посадки аппаратов на Луну, Венеру и Марс, первая доставка автоматов образцов лунного грунта на Землю, первый луноход, первый искусственный спутник Луны. Автор рассказывает о создании автоматических космических станций, исследующих одну из самых загадочных планет Солнечной системы - Венеру. В интересной форме раскрывается история познания Венеры, освоения космического пространства. Описывается работа ученых и конструкторов, создающих уникальные космические аппараты. Листать
Черток, Б. Е. Ракеты и люди / Б. Е. Черток. – Москва: Издательство «РТСофт», 2006. – .
Т. 1 : От самолетов до ракет. – 364 с. : ил.
Т. 2 : Подлипки - Капустин Яр - Тюратам. – 656 с. : ил.
Воспоминания Бориса Евсеевича Чертока (1912-2011), профессора, академика РАН, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР, премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина в области космической деятельности, премии имени Б.Н. Петрова РАН, разработчика ракетных систем, заместителя Главного конструктора ракет С. П. Королева, вызывают неподдельный интерес у читателей. Ему довелось работать и общаться с выдающимися учеными, творцами и организаторами мощнейшей ракетно-космической науки и промышленности. Их живые портреты в конкретных обстоятельствах помогают объяснить успехи и провалы, многие страницы истории нашей космонавтики.
В первой книге академика описаны первые годы становления ракетно-космической отрасли, приведены малоизвестные факты: о соревновании с английскими и американскими специалистами по захвату научно-технических разработок гитлеровской Германии, о трудностях создания первых баллистических ракет, о походе с С.П. Королевым на подводной лодке и многое другое. Листать
Вторая книга воспоминаний видного ученого и конструктора ракетно-космической техники тематически продолжает повествование о создании сложнейшей техники, буднях и праздниках многих ее творцов. В центре увлекательного рассказа - С. П. Королев и его ближайшее окружение в период с 1956 по 1961 год - напряженное время запуска в космос первого искусственного спутника Земли, первых межпланетных аппаратов, первого космического корабля с человеком на борту. Автор рассказывает и о годах своей молодости, когда он работал в авиационной промышленности. Листать
В изданиях представлены уникальные фотографии из архива автора. Книги адресованы широкому кругу пользователей.
Рекомендуем прочитать