ПРОФЕССИЯ – АРТИСТ ЦИРКА



В детстве маленькому зрителю открывается удивительный мир цирка - мир чудес и мечты, ухода от обыденной жизни. Цирк - поистине волшебное место! Здесь кажется, что на арене и под куполом не работают законы физики, а фокусники владеют настоящей магией. Здесь царит атмосфера вечного праздника.

Главная цель циркового искусства - представить человека во всём его могуществе и совершенстве. Артисты цирка демонстрируют публике ловкость, силу, смелость, чувство юмора и коммуникабельность. Их программы, составляемые из разножанровых номеров, по нраву зрителям всех возрастов.

Интервью с воздушной гимнасткой Светланой Косаревой

Дрессировщик, фокусник, клоун, гимнаст... Какие ещё жанры есть в современном цирке? Каждый ли может стать цирковым артистом? Где этому учат? Каковы главные плюсы и минусы профессии?..

Об этом и многом другом расскажет артистка Оренбургского государственного цирка - воздушная гимнастка СВЕТЛАНА КОСАРЕВА.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


Цирковое искусство берёт начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и от школ верховой езды. Там, где собирался народ, всегда появлялись трюкачи. Так, на нижегородскую ярмарку в России стекались артисты со всего света. В Западной Европе их называли гистрионами и жонглёрами, в Средней Азии - дорбозами, а на Руси - скоморохами.

Цирк современного типа появился в конце 18-го века во Франции. Его создали два английских наездника - отец и сын Астлеи. В 1774 году в предместье Тампль они построили круглый зал - «цирк» (от латинского circus - «круг»). Там показывали акробатические этюды и различные упражнения на лошадях. Преемниками англичан стали итальянцы Франкони, построившие новый цирк почти на 3000 мест. Они дополнили программу пантомимой и борьбой диких зверей с собаками. С конца 19-го века в цирках начали устраивать представления с дрессированными животными. И примерно с этого же времени постоянные (стационарные) цирки появились уже почти во всех главных городах России и Западной Европы.

Сегодня артист цирка - это и дрессировщик, и иллюзионист, и клоун, и акробат, и гимнаст, и атлет, и эквилибрист, и жонглёр, и наездник, и «эстрадник». При этом в каждом жанре есть свои поджанры. В эквилибристике, например, их более 10, в гимнастике - около 20, в акробатике - свыше 30. А некоторые артисты ставят номера, которые не отнесёшь ни к одному из основных жанров: мнемотехника, «счётная машина», фигурное катание на роликовых коньках, чревовещание, сверхметкая стрельба, игра с хула-хупами...

Что касается «эстрадников» (артистов эстрадного искусства), то их специфика - исполнительское творчество в различных жанрах. Например, конферансье заполняет перерывы между выступлениями циркачей шутками, розыгрышами, играми и конкурсами. Своими выступлениями скрашивают паузы и танцоры.    





Подходит ли тебе профессия?



На цирковых представлениях настоящий профи, несмотря на все сложности и риски, работает лёгко и непринуждённо. Ведь его задача - создать для зрителя атмосферу настоящего праздника!

Конечно, кажущаяся лёгкость на публике требует от артиста стопроцентной самоотдачи при подготовке номеров. Вот почему большую часть рабочего времени он проводит в изматывающих репетициях. Так что вряд ли в цирковом искусстве преуспеет человек, не готовый посвятить ему всю свою жизнь.

Тебе ни за что не стать первоклассным цирковым артистом, если не обладаешь необходимыми для этого качествами. К ним в первую очередь относят:

  • хорошие физические данные,
  • актёрские способности,
  • терпение и упорство,
  • выносливость,
  • готовность к ежедневному риску,
  • способность преодолевать страх,
  • творческое мышление.

Среди очевидных минусов профессии «Артист цирка» можно назвать опасность получения серьёзных травм; большое физическое и психологическое напряжение; кочевой образ жизни; огромная загруженность на работе и, как следствие, недостаток времени на личную жизнь (вот почему семьи создаются, как правило, внутри цирковых коллективов).

Однако в цирковой жизни, несомненно, есть и плюсы. В первую очередь это удивительная атмосфера творчества, а благодаря частым гастролям - возможность посмотреть мир.

Хочешь проверить свои знания по истории циркового искусства? А узнать, кем бы ты мог работать в цирке? Пройди наши тесты!

ТЕСТ № 1

ТЕСТ № 2




Где получить образование?



Начать знакомство с тонкостями профессии ты можешь как после 9-го, так и после 11-го класса. Для этого тебе нужно поступить в одно из учебных заведений, предлагающих образование по специальности 52.02.03 - «Цирковое искусство»:

Поскольку создание оригинальных, запоминающихся номеров требует от артиста цирка совокупности знаний и навыков в разливных областях и жанрах, во время учёбы тебя научат цирковой режиссуре и актёрскому мастерству, танцу и театральному гриму, физиологии, анатомии и многому-многому другому.

С дипломом выпускника тебе откроется путь в отечественные и зарубежные цирковые коллективы. А при повышенном уровне специализации ты сможешь преподавать в цирковых студиях и училищах, некоторых общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования.




Как готовиться к поступлению?



Прежде чем выбрать цирковое направление, в котором мечтаешь работать, честно «посмотри в глаза» своим страхам. Например, если боишься высоты, акробатика тебе не подходит, если боишься зверей, дрессура тоже не твоё направление.

Многие цирковые специальности требуют долгой подготовки. Например, невозможно сразу после окончания школы пойти в гимнасты, если прежде никогда не занимался спортом. Поэтому чем раньше ты начнёт тренироваться, развивать гибкость, ловкость и выносливость, тем больших успехов сможешь потом добиться.

Кроме того, для циркового артиста очень важны здоровье и конституция. Склонность к полноте - повод для «дисквалификации». Основными противопоказаниями для приёма в профильные училища являются последствия травм, нарушения функций вестибулярного аппарата, стойкое понижение слуха, плохое зрение, некоторые кожные заболевания.

На заметку: вступительные экзамены в московское Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева (главное и самое знаменитое цирковое училище России) очень сложны и проходят в три тура. На первом этапе приёмная комиссия оценивает твои внешние сценические данные (лицо, фигура и т. п.), а также профессиональные способности (координацию движений, остроту реакции, прыгучесть, пластичность, выносливость, музыкальный слух, ритмичность). Во втором туре тебя ждёт медосмотр. На третьем этапе будь готов продемонстрировать свои актёрские данные, первичные элементы акробатики и спортивной гимнастики, способность к экспромту, навыки игры на музыкальных инструментах.

Однако даже если все три тура успешно пройдены, расслабляться рано: тебе ещё предстоят экзамены по общеобразовательным предметам! После окончания 9 классов сдают русский язык (письменно и устно) и литературу (устно), после 11 классов пишут сочинение.

Всё перечисленное подскажет тебе, с чего начать и на что обратить особое внимание, готовясь к поступлению в вожделенное цирковое училище или колледж.

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Альперов, Д. С. На арене старого цирка : записки клоуна / Д. С. Альперов; литературная обработка, предисловие и примечание В. Е. Беклемишевой. - Москва : Художественная литература, 1936 (1-я Типография Гос. воен. изд.). - 401, [2] с.

Брент, Д. Судьба акробата : автобиография артиста цирка [перевод с английского / Д. Брент. - Москва : Искусство, 1965]. - 287 с.

Гортинский, Е. М. Товарищ Цирк / Е. М. Гортинский. - Москва : Советская Россия, 1985. - 203,[1] с.

Гуревич, З. Б. О жанрах советского цирка : [учебное пособие для учащихся циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирка театральных институтов] / З. Б. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Искусство, 1984. - 304 с.

Дмитриев, Ю. А. Цирк в России : от истоков до 1917 года / Ю. А. Дмитриев. - Москва : Искусство, 1977. - 415 с.

Дмитриев, Ю. А. Русский цирк / Ю. А. Дмитриев. - Москва : Искусство, 1953. - 262 с.

Жандо, Д. История мирового цирка : перевод с французского / Д. Жандо. - Москва : Искусство, 1984. - 192 с.

Иванов, М. С. О конном спорте и цирке / М. С. Иванов ; Союз спортивных обществ и организаций Эстонской ССР. - Таллин : Ээсти раамат, 1967. - 151 с.

Кио, И. Э. Иллюзия без иллюзий / И. Э. Кио. - Москва : Вагриус, 1999. - 315,[2] с.

Кожевников, С. [В.] Акробатика : [учебное пособие для училищ циркового искусства] / С. [В.] Кожевников. - Москва : Искусство, 1952. - 137 с.

Конев, Ф. С. Полвека под куполом цирка / Ф. С. Конев ; [литературная запись Л. Г. Булгак]. - Москва : Искусство, 1961. - 142 с.

Кривенко, Н. В. Лёд и пламень / Н. В. Кривенко ; Министерство культуры СССР. Союзгосцирк. - Москва : Искусство, 1968. - 38 с.

Кузнецов, Е. Арена и люди советского цирка : исторические очерки 1917-1946 / Е. Кузнецов ; предисловие Владимира Дурова. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1947. - 226 с.

Макаров, С. М. Советская клоунада : учебник для училищ циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирка театральных институтов / С. М. Макаров. - Москва : Искусство, 1986. - 271,[1] с.

Марьяновский, В. А. Кио: отец и сыновья / В. А. Марьяновский. - Москва : Искусство, 1984. - 192 с., 16 л. ил. - (Мастера советского цирка).

Никулин, Ю. В. Почти серьёзно... / Ю. В. Никулин. - Москва : Вагриус, 2001. - 570 с.

Сиренко, И. М. Воздушные жанры в цирке / И. М. Сиренко. - Москва : Искусство, 1976. - 119 с. - (Самодеятельный театр. Репертуар и методика. Цирк).

Славский, Р. Е. Братья Никитины : [Основатели русского национального цирка] / Р. Е. Славский. - Москва : Искусство, 1987. - 269,[2] с.

Филатов, В. И. Медвежий цирк / В. И. Филатов, А. Б. Аронов. - Москва : Искусство, 1962. - 198 с.

Цирк / рисунки В. С. Алфеевского ; текст М. С. Местечкина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1966. - [24 л.] с.

Цирк в годы Великой Отечественной войны / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная цирковая компания ; автор-составитель Г. А. Островский. - Москва : СканРус, 2015. - 207 с.

Цирк : маленькая энциклопедия / редколлегия: Ю. А. Дмитриев (главный редактор) и др., [вступительная статья Ю. Дмитриева] ; авторы-составители А. Я. Шнеер, Р. Е. Славский. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва : Советская энциклопедия, 1979. - 447 с.