ПРОФЕССИЯ – БИБЛИОТЕКАРЬ



Профессия библиотекаря зародилась ещё 4,5 тысячи лет назад – в те времена, когда появилась необходимость хранить в одном месте архивные документы, свитки, а позже и книги. При этом библиотекарь часто занимался и переписыванием манускриптов.

Библиотекаря можно сравнить с человеком-энциклопедией, который свободно ориентируется в разных областях человеческих знаний и держит в руках ключи от всех информационных сокровищ мира. Ведь все знания заключены в книгах, книги хранятся в библиотеках, а доступ к ним людям предоставляет именно библиотекарь.

Встреча со Светланой Мячиной – директором Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

Для чего нужны библиотеки, если в интернете можно найти почти всю необходимую информацию? Как помогают библиотекам и читателям современные технологии? Где учат библиотечному делу? Без каких человеческих качеств не стоит идти в библиотекари? За что библиотекарь может получать большую заработную плату?..

На эти и другие вопросы отвечает директор Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской Светлана Мячина.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


Современный библиотекарь - кто он?.. Далеко в прошлом остались времена, когда этот специалист занимался в основном лишь учётом и выдачей печатных изданий. Даже в наши дни, когда с развитием интернета доступность информации заметно возросла, профессия библиотекаря не становится менее востребованной. Ведь значительную часть книг, газет, журналов давно минувших лет по-прежнему можно обнаружить исключительно в библиотечных фондах!

Да, цифровые технологии изменили работу библиотекаря. Книги, каталоги, базы данных - постепенно всё становится электронным. А это значит, что ему необходимо уверенно пользоваться компьютером и ориентироваться в виртуальном библиотечном пространстве.

Чтобы удержать читательский интерес, современной библиотеке необходимо идти в ногу со временем, учитывать интересы всех категорий людей. Именно поэтому она становится не только местом выдачи книг и читальным залом, но и досуговым центром, клубом по интересам. Здесь проводятся выставки и презентации, конференции и семинары, лектории и тематические вечера, мастер-классы и встречи с интересными людьми. Сотрудники ведут аккаунты в социальных сетях. Так что хороший библиотекарь сегодня - это и учёный, и психолог, и педагог, и массовик-затейник, и журналист, и дизайнер, и маркетолог, и оператор ПК.

Библиотекарь в жизни читателя может играть значимую роль, стать для него верным другом. Часто гости библиотеки - одинокие пожилые люди, дети из неполных и неблагополучных семей. Они очень нуждаются в общении. И если библиотекарь отзывчив, сердечен, для таких посетителей библиотека станет вторым домом.

И пусть в этой профессии не сделать головокружительной карьеры и не заработать состояние, она оставляет много времени для творческих занятий и исследовательской деятельности. Неслучайно многие известные люди начинали свой путь к успеху с должности библиотекаря!

Библиотекари, как правило, работают в государственных учреждениях, однако возможны варианты трудоустройства в частных архивах и научных фондах. Кроме того, подобная должность есть в школах и других учебных заведениях, имеющих собственное книгохранилище.





Подходит ли тебе профессия?



Ты вполне можешь стать хорошим библиотекарем, если:

  • на каникулах действительно читаешь все книги, которые в школе задали на лето (и ещё парочку для себя!);
  • у тебя всегда самые длинные сочинения в классе;
  • ты опять не выспался, потому что зачитался;
  • считаешь себя усидчивым и внимательным человеком;
  • помнишь имена главных героев всех книг, которые прочитал (а ещё их привычки, внешность и даже любимое блюдо);
  • в конце учебного года ты без проблем сдаёшь книги в школьную библиотеку, не потеряв их или не забыв, в какой дальний угол забросил дома.
  • ты интеллигентен, опрятен, обходителен;
  • обожаешь общаться, знакомиться с новыми людьми;
  • ты креативен: хоть ещё не библиотекарь, но уже сейчас навскидку выдашь с десяток интересных идей, как завлечь друзей в библиотеку, заинтересовать чтением.

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3



Где получить специальность?



Библиотеки могут предъявлять разные требования к кандидатам на должность. Чтобы работать по профессии, ты можешь получить образование в ссузе (колледже, техникуме) или вузе.

В ссузе специальности будут называться «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж (техникум) можно после 9 или 11 класса. После 9-го обучение длится 2 года и 10 месяцев, после 11 класса - на год меньше. Также длительность обучения зависит от формы обучения (очная, заочная, вечерняя). Для поступления проводится конкурс аттестатов: вычисляется средний балл каждого ученика и сравнивается с другими. Некоторые учебные заведения проводят дополнительные конкурсы.

Освоить специальность «Библиотековедение» ты можешь в Оренбургском областном колледже культуры и искусств.

Хочешь поменять «дислокацию» - вот тебе ещё варианты государственных колледжей Приволжского федерального округа:

В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение». Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных - 5 лет.

Если не хочешь уезжать далеко от дома, выбирай Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей.    

Желаешь прокатиться - вот тебе ещё несколько адресов для получения «вышки»:




Как готовиться к поступлению?



Если ты твёрдо намерен стать библиотекарем, значит, наверняка не раз бывал в библиотеках, проникся их духом, имеешь читательский билет и неистребимое желание читать, читать и ещё раз читать. Что ж, тем лучше! Тогда в следующий раз, придя в любимую библиотеку, пообщайся с кем-нибудь из сотрудников: расспроси, что привело его в библиотеку, есть ли у этой работы минусы, которые не позволят тебе её выбрать. Желательно сходить в ту библиотеку, чей профиль тебе интересен: взрослую, детскую, научную, полиэтническую и т.п.

Поинтересуйся у собеседника, какие курсы или полноценное библиотечное образование он может тебе порекомендовать. Да, и за пару лет до поступления не забудь подтянуть знания по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, иностранному языку (в зависимости от выбираемого учебного заведения)!

Ниже предлагаем тебе список литературы о профессии «Библиотекарь», которые ты можешь взять почитать в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н. К. Крупской.

--------------------------------

В заключение добавим немного пафоса и рискнём утверждать, что библиотекарь – одна из главных профессий в мире. Не веришь? Суди сам! Библиотекари способствуют просвещению и окультуриванию людей, от уровня культуры напрямую зависит уровень нравственности, а без нравственности любая страна приходит в упадок. Получается, чтобы человечеству не пропасть, ему нужны библиотекари!

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Библиотечно-информационное обслуживание : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень «бакалавриата» / под редакцией М. Я. Дворкиной. - Санкт-Петербург : Профессия, 2016. - 238, [1] с.

Галимова, Е. Я. Библиотечный сервис : учебно - методическое пособие / Е. Я. Галимова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 38).

Головко, С. И. Библиотека и культурно-историческое наследие : монография / С. И. Головко. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. - 136 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 112).

Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления : научно-методическое пособие / С. И. Головко. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 83).

Головко, С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство : научно-практическое пособие / С. И. Головко. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. № 21).

Гусева, Е. Н. Типология библиотек : научно-методическое пособие / Е.Н. Гусева. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. - 152 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 65).

Дыченко, Л. Ф. Психология и библиотекарь : учебно-практическое пособие / Л. Ф. Дыченко. - Москва : Либерея-Бибинформ. - 2006. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 48).

Иванова, Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие / Г. А. Иванова. - Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2017. - 247 с.

Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга : учебно-методическое пособие / Т. Б. Ловкова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. - 104 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 102).

Михнова, И. Б.. Эффективная библиотека : как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям : практическое руководство / И. Б. Михнова, А. Пурник. - Москва : Российская государственная библиотека для молодёжи, 2018. - 430 с.

Подвижники: Рассказы о библиотеке и библиотекарях (1885 - 2005) / ответственный за выпуск А. А. Филатова. - Первоуральск : [б. и.], 2005. - 35 с. : ил. - (Вечерний Первоуральск : специальный выпуск ; № 11).

Рассадина, М. И. Ориентация на библиотечную профессию: модульный подход / М. И. Рассадина. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; № 150).

Романов, П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент : научно-методическое пособие / П. С. Романов. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; выпуск № 105).

Савельева, Н. Ю. Настольная книга библиотекаря / Н. Ю. Савельева. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 384 с. - (Профессиональное мастерство).

Сахаренкова, Р. С. Специалист книжного рынка. Креативность профессии : идеи, методика действия / Р. С. Сахаренкова, О. М. Уржумова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; № 154).

Соколов, А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России : профессионально-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов. - Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. - 383 с.

Справочник библиотекаря / научный редактор А. Н. Ванеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Профессия, 2013. - 640 с. : рис., табл. - (Библиотека).

Трушина, И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран / И. А. Трушина ; Российская библиотечная ассоциация. - Москва : ФАИР, 2008. - 272 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

Успех библиотечного маркетинга : внедряем новые проекты : сборник / Российская государственная библиотека ; автор-составитель Л. Н. Зайцева. - Москва : Пашков дом, 2015. - 105 с. : цв. ил., фот. цв. - (Библиотека библиотекаря).

Фонотов, Г. П. Таков он, библиотекарь : популярная беседа в форме диалога для библиотекарей и не только / Г. П. Фонотов. - Москва : Либерея, 1997. - 173 с.

Шуминова, И. О. Библиотеки будущего : спектр перспективных услуг : практическое пособие / И. О. Шуминова. - Москва : Либер-Дом, 2016. - 112 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 159).

Шуминова, И. О. Роль библиотеки в многонациональном государстве : программы, проекты, сценарии / И. О. Шуминова ; ответственный редактор О. Р. Бородин. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. - 160 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 149).