Танец - один из самых популярных видов искусств, ведь языком тела можно выразить практически любые чувства. Разные по названию, стилю и технике исполнения, танцы во все времена сопровождали и сопровождают человека по жизни.
Танцевать можно интуитивно, как подсказывает душа, а можно учиться этому специально. Проводником в царство Терпсихоры для нас является хореограф.
О творческой профессии «хореограф» в видеоинтервью рассказывает Ольга Морозова – заслуженный работник культуры города Оренбурга, педагог высшей категории, главный балетмейстер ДК «Россия», художественный руководитель заслуженного коллектива народного творчества – ансамбля эстрадного танца «Жемчужинка» студенческого центра ОГУ.
Греческое слово «хореография» означает процесс, описывающий танцевальные движения. Хореограф не только искусно владеет собственным телом, обладает чувством ритма, артистизмом и музыкальным чутьём, но и умело передаёт свой опыт ученикам.
Список обязанностей мастера танца зависит от того, с кем он имеет дело. Если ты будешь работать в училище, колледже, студии или секции, тебе предстоит проводить отбор желающих танцевать, проверять их навыки и уровень подготовки, планировать занятия, в том числе на месяц
и год вперёд, отслеживать и анализировать результаты тренировок. Подготовка театральных выступлений, цирковых, эстрадных и подобного рода сценических номеров предполагает не только саму постановку танца, проведение репетиций, но и помощь в подборе костюмов и причёски, ведь одежда должна быть удобной, а «пирамида» на голове не разваливаться во время энергичных движений. Если станешь руководителем хореографического коллектива, то помимо отбора учеников и проведения занятий, должен будешь добиваться взаимодействия между всеми участниками группы, учить их слаженной работе.
Сформировав общую картину постановки, хореограф затем мастерски «оживляет» её с помощью артистов и музыки, заставляя сердца зрителей трепетать. Конечно, для того, чтобы добиваться великолепных результатов и учить других, хореограф должен сам многому учиться. В первую очередь он должен разбираться во всех видах танца: народном и классическом, историко-бытовом и эстрадном, ведь традиции танцевального искусства складывались веками. Только понимание этих традиций, стилей и жанров позволяет создавать танцевальные композиции высокого класса.
Кроме того, профессия подразумевает познания в области психологии, анатомии и медицины. Хореограф должен не только обеспечивать комфортный психологический климат в коллективе, но и умело дозировать нагрузки, контролировать состояние танцоров во время репетиций.
Что может быть лучше, чем совмещать заработок с делом, которое обожаешь! Можно танцевать самому или обучать этому других, можно ставить индивидуальные или групповые танцы, отдельные номера или целые шоу. Можно работать в коммерческих и государственных организациях, в обычных школах и вузах или специализированных училищах и колледжах, в танцклассах и студиях, в фитнес-центрах и на круизных лайнерах, в театрах и цирке, в кино и на телевидении.
Реализовать себя хореограф может в самых разных направлениях: бальные танцы и балет, танцы современные, народные и национальные, фигурное катание и танцы на льду, театральные постановки, художественная гимнастика и т. д.
Главный плюс профессии хореограф - востребованность на рынке труда, постоянное общение с такими же «горящими» людьми, интересные поездки, возможность выразить себя в творчестве.
Среди минусов - большая загруженность (частые и продолжительные репетиции), физическая и эмоциональная усталость, риск получения травм, проблемы с ногами (мозоли, судороги, растяжки - верные спутники хореографа). И, конечно, мастер танца должен находиться
в постоянном поиске чего-то нового, иначе перспективы карьеры окажутся незавидными.
Тебе подойдёт профессия хореографа, если ты:
Пройдя несложные тесты, ты больше узнаешь о профессии и своей предрасположенности к ней.
ТЕСТ № 1. Школа танцев. Какое направление тебе подойдёт?
ТЕСТ № 2. Какой из тебя танцор?
ТЕСТ № 3. Современная хореография: что ты о ней знаешь?
ТЕСТ № 4. Кадриль, танго, сальса, мазурка?..
Выучиться на хореографа можно в колледже, училище или техникум. Здесь ты получишь среднее профессиональное образование. Многие колледжи принимают с 13-14 лет, учёба длится в среднем 4-5 лет. При поступлении нужно пройти творческий экзамен или конкурсный отбор.
В академии, институте или университете ты получишь высшее образование. Срок обучения - 3-4 года на бакалавриате и дополнительно 2-3 года на магистратуре (по желанию). При поступлении обычно сдают русский язык, обществознание и творческий экзамен.
В процессе учёбы в вузе ты можешь выбрать наиболее подходящие для тебя направление: классический, народный или современный танец. Однако независимо от профиля студенты изучают историю и теорию различных видов искусств, хореографическое наследие и репертуар, возрастную и педагогическую психологию, методику преподавания профильного вида танца, анатомию, физиологию и основы медицины
в хореографии.
Специальность «Хореографическое искусство» предлагают многие вузы. Назовём несколько ведущих.
Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург).
Московский государственный институт культуры (г. Химки).
Российский университет театрального искусства - ГИТИС (г. Москва).
Казанский государственный институт культуры (г. Казань).
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара).
Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск).
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского (г. Челябинск).
Освоить профессию хореографа ты можешь и в родном Оренбурге.
Оренбургский государственный университет, а точнее, его Факультет общественных профессий Студенческого центра ДК «Россия», предоставляет учащимся возможность параллельно с учёбой в вузе получить творческую профессию по девяти направлениям. Среди них и танцевальное: современная хореография, спортивно-бальные танцы. Вместе с дипломом о высшем образовании ты получишь квалификацию, позволяющую тебе руководить самодеятельным танцевальным коллективом.
Отличное хореографическое образование даёт и Оренбургский областной колледж культуры и искусств.
При поступлении на хореографические факультеты наличие аттестата об окончании школы искусств по классу хореографии значительно увеличивает шансы. Если ты не занимался в студиях дворцов творчества, не учился в школе искусств, но с детства любишь танцевать, пластично двигаешься и считаешь, что у тебя талант, твоя задача - убедить в этом приёмную комиссию, продемонстрировав свои способности.
К вузу лучше готовиться заблаговременно. Подготовка к ЕГЭ по профильным предметам (как правило, русский язык и литература), конечно, важна, но при поступлении она имеет второстепенное значение. Основное внимание нужно уделить предстоящим творческим испытаниям. Комиссия смотрит, насколько ты музыкален и пластичен, оценивает «домашнее задание» - заранее подготовленный хореографический этюд.
В нём нужно продемонстрировать различные танцевальные стили.
Не будут лишними знания по теории и истории танца, отечественного и зарубежного танцевального искусства. Чем выше подготовка, тем больше шансов поступить на бюджет.
Кроме того, следи за своей физической формой. В любом вузе при поступлении на хореографию обязательно попросят справку об отсутствии
у тебя противопоказаний по здоровью.
Некоторые образовательные учреждения устраивают собеседования, чтобы оценить коммуникабельность и эмоциональность абитуриентов. Ведь скованному и замкнутому человеку, избегающему внимания окружающих, стать учителем танцев будет сложно.
Александрова, В. Н. Испанские народные танцы / В. Н. Александрова ; Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Ленинград : Музгиз, 1959. - 55 с.
Ауэрбах, Л. Д. Рассказы о вальсе / Л. Д. Ауэрбах. - Москва : Советский композитор, 1980. - 176 с.
Базарова, Н. П. Азбука классического танца : учебно-методическое пособие для высших и средних учебных заведений : первые три года обучения / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - 2-е изд. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1983. - 207 с.
Балетмейстер и коллектив : [сборник статей]. - Москва : Искусство, 1963. - 80 с.
Бальные танцы : [сборник / составитель А. Н. Беликова]. - Москва : Советская Россия, 1984. - 111 с.
Богаткова, Л. Н. Танцы для детей : [с методическими пояснениями] / Л. Н. Богаткова. - Москва : Детгиз, 1959. - 381 с.
Богаткова, Л. Н. Танцы разных народов : [описания / Л. Н. Богаткова. - Москва] : Молодая гвардия, 1958. - 279 с.
Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская ; Ленинградский государственный институт театра, музыки
и кинематографии. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1975. - 125 с.
Ерофеева-Литвинская, Е. В. Майя Плисецкая. Танец, устремлённый в будущее / Елена Ерофеева-Литвинская. - Москва : АСТ, 2022. - 158, [1] с.
Захаров, Р. В. Слово о танце / Р. В. Захаров. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 1979. - 159 с.
Иноземцева, Г. В. Народный танец / Г. В. Иноземцева. - Москва : Знание, 1971. - 48 с.
Карташова, Н. Н. Приглашение к танцу : (записки балетмейстера) / Н. Н. Карташова. - [Челябинск] : Южно-Уральское книжное издательство, 1965. - 84 с.
Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца : книга для учащихся / В. М. Пасютинская. - Москва : Просвещение, 1985. - 223 с.
Пуиг Кларамунт, А. Искусство танца фламенко : [перевод с испанского] / А. Пуиг Кларамунт, Ф. Альбайсин ; [авторское предисловие Н. Ванханен]. - Москва : Искусство, 1984. - 183 с.
Танцы рассказывают : сборник сюжетных танцев для детей и юношества / составитель З. П. Резникова. - Москва : Советская Россия, 1984. - 96 с.
Фёдорова, Л. Н. Африканский танец : обычаи, ритуалы, традиции / Л. Н. Фёдорова. - ВНИИ искусствознания. - Москва : Наука, 1986. - 128, [1] с.
Школьников, Л. С. Рассказы о танцах / Л. С. Школьников ; [послесловие Р. Захарова. - Москва : Советская Россия, 1966]. - 128 с.
Шульгина, А. Н. Бальные танцы с конца ХIХ века до наших дней / А. Н. Шульгина. - Москва : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2012. - 303 с.