ПРОФЕССИЯ – МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК



Слово «музей» с греческого переводится как «храм муз». В этот храм древние греки несли всё, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты и прочие предметы просвещения. Среди такого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать нужный экспонат, учредили специальную должность - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства экспонаты распределяли по эпохам, географической принадлежности и назначению. Профессия тоже менялась, у её представителей появлялись новые обязанности. Музейный хранитель уже не просто знал, для чего нужна та или иная вещь, но и мог рассказать о том, что она значила для своего времени, какие научные открытия помогла совершить.

Иначе говоря, со временем музейный работник стал проводником не только по музею, но и по истории человечества.

Интервью с музейным работником СЕРГЕЕМ САЯПИНЫМ

Об основных должностях современного музея расскажет научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея СЕРГЕЙ САЯПИН.



Ещё больше о профессии «Музейный работник» ты узнаешь из интервью директора Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея АЛЕКСАНДРА УШАКОВА.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


Бывают музеи совсем маленькие, буквально в одну комнату, а есть целые музейные комплексы. Но о каком бы учреждении ни шла речь, основная цель его работников - сбор, исследование и охрана исторических, художественных, научных, культурных объектов и артефактов. И, конечно, передача накопленных знаний обществу.

Кто же всем этим занимается в «храмах муз» 21-го столетия? Наверное, первым делом тебе на ум придёт экскурсовод. Кто ещё? «Ну, ещё тётеньки на стульях сидят...». А между тем в музеях трудится целый штат, и отнюдь не «тётенек на стульях», а высококвалифицированных специалистов разного профиля.

Научный сотрудник - одна из самых важных музейных профессий. Это настоящий сыщик, разгадывающий тайны экспонатов и связанных с ними событий. Он участвует в научных экспедициях, копается в архивах, кропотливо изучая различные документы. А всё для того, чтобы придумывать для тебя захватывающие экскурсии, публиковать познавательные статьи, рассказывать о коллекционных предметах на выставках и научных конференциях.

Экскурсовод - бесспорно, самый известный музейный специалист, ведь именно он знакомит нас с коллекциями. «Проводник в историю» должен не просто отлично знать материал, но и уметь увлекательно преподать его людям разных возрастов. Сейчас во многих музеях используется аудиогид: тебе дают плеер с наушниками, через которые ты слушаешь рассказ об экспонатах. Однако большинство посетителей по-прежнему выбирают живое общение: экскурсовод и пошутит, и на неожиданные вопросы ответит, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Смотритель. Благодаря ему ты чувствуешь себя в музее комфортно. Та самая «тётенька на стуле» сидит не просто так - она следит, чтобы посетители не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество. Так что музейный смотритель - своеобразный хранитель порядка и тишины.

Хранитель. Есть в музее и непосредственно должность хранителя. Этот специалист принимает поступающие экспонаты, оформляет, оценивает их и, наконец, обеспечивает сохранность: следит за соблюдением правил консервации и хранения. А ещё он определяет необходимость реставрации коллекционных предметов.

Реставратор. Можно сказать, что это музейный врач, ведь он восстанавливает первозданный вид экспонатов. Делать это нужно деликатно, поэтому работа требует большого профессионализма. Тут, как и в медицине, даже рентген идёт в ход! Кроме того, реставратор консервирует некоторые ценные предметы, чтобы не дать им полностью разрушиться.

Ты, конечно, понимаешь, что почёл лишь о некоторых профессиях музейного дела, ведь обо всех подробно не расскажешь. В зависимости от направления и масштаба музеев в них работают не только научные сотрудники, экскурсоводы, смотрители, хранители, реставраторы, но и экспозиционеры, методисты, педагоги, консерваторы, кураторы, архивариусы, менеджеры, фотографы и многие другие. Выбирай на вкус!






Карьера



Благодаря курсам повышения квалификации ты при желании сможешь от музейного смотрителя дослужиться до директора крупной галереи. Ну, а главным ключом к карьерному росту является любознательность и целеустремлённость. Современный музейный сотрудник идёт в ногу со временем: изучает профессиональные компьютерные программы, активно применяющиеся в музейном деле, постоянно работает над своей памятью и эрудицией, посещает другие музеи, чтобы набираться опыта.

Впрочем, компетенция музейного работника востребована не только непосредственно в музеях! Ты сможешь работать и в других местах, связанных с сохранением культурного наследия: в галереях и выставочных центрах, библиотеках и архивах, учебных заведениях и научных исследовательских институтах, в туристическом секторе.




Подходит ли тебе профессия?



Тебе подойдёт профессия музейного работника, если ты:

  • увлечён историей, культурой и искусством,
  • эрудирован и усидчив,
  • доброжелателен и неконфликтен,
  • имеешь богатое воображение и организаторские способности,
  • стремишься к обучению и самообразованию,
  • любишь общаться с людьми,
  • обладаешь грамотной речью.

Профессия музейного работника, как и любая другая, имеет не только преимущества, но и определённые сложности. И их тоже важно учитывать при выборе карьеры.

Среди плюсов музейного дела можно назвать работу в культурной и интеллектуальной среде, доступ к уникальным артефактам, возможность творческой реализации, шанс внести собственный вклад в научные знания. К минусам отнесём физические нагрузки (бывает, приходится перемещать тяжёлые экспонаты), вероятность конфликтов с негативно настроенными посетителями, экстремальные условия работы (экскурсии под открытым небом приходится вести при любой погоде).

Узнать, подходит ли тебе музейное дело и много ли ты в нём смыслишь, помогут и несложные тесты.

ТЕСТ № 1

ТЕСТ № 2

ТЕСТ № 3




Где получить образование?



Как показывает практика, в музейную сферу нередко приходят историки, журналисты, филологи. Однако больше приветствуется, конечно, диплом о высшем образовании «узкой направленности».

Обучение музейному делу в России проходит по таким программам, как культурология, теория и история искусства, археология и этнология, управление в социокультурной сфере, музейный и галерейный менеджмент, музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, историческое краеведение.

Профессиональных музейных работников готовят многие вузы страны. Назовём ведущие государственные учебные заведения, в которых есть специальность «Культурология»:

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



  1. Восстановление памятников культуры : проблемы реставрации / редактор Д. С. Лихачёв. - Москва : Искусство, 1981. - 239 с.
  2. Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века / В. П. Грицкевич ; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств ; научный редактор Н. И. Сергеева. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2004. - 408 с.
  3. Грицкевич, В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX вв. / В. П. Грицкевич ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. - 336 с.
  4. Девейкис, М. В. Возникновение музеев и культура Петербурга на завершающем этапе Российской империи / М. В. Девейкис. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2022. - 163, [1] с.
  5. Емельянов, Б. В. В помощь экскурсоводу / Б. В. Емельянов. - Москва : Профиздат, 1976. - 111 с.
  6. Леденцова, Е. К. Музеи Урала в истории России XX века / Е. К. Леденцова, Б. Б. Овчинникова. - 3-е издание, дополненное. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2019. - 138, [1] с.
  7. Музей и власть : [сборник : в 2 частях] / ответственный редактор С. А. Каспаринская. - Москва : НИИК, 1991 - . - (Очерки истории музейного дела). - Текст : непосредственный.
  8. Ч. 1 : Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). - 1991 (1992). - 322, [1] с.

    Ч. 2 : Из жизни музеев. - 1991 (1992). - 188, [2] с.

  9. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / П. О. Васильева, Д. В. Качуровская, А. В. Михайлова, С. Э. Феоктисова. - [Б. м.] : Издательские решения, 2018. - 183, [4] с.
  10. Музейное дело России / под общей редакцией И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой ; ответственный редактор М. Е. Каулен. - 2-е издание. - Москва : ВК, 2006. - 614 с.
  11. Очерки истории музейного дела в России. - Москва : Советская Россия, 1960. - 380 с.
  12. Реставрация и исследование художественных памятников : сборник статей / Государственный Эрмитаж. - Москва : Искусство, 1955. - 147 с.
  13. Российская музейная энциклопедия : в 2 томах / Российский институт культурологии МК РФ и РАН. – Москва : Прогресс : Рипол-Классик. – 2001.
  14. Т. 1. А–М. – 2001. – 416 с.

  15. Становление и развитие музейного дела в Оренбургском крае, ХIX-XX вв. : материалы научно-практической конференции, посвящённой 180-летию Оренбургского областного историко-краеведческого музея / Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, Оренбургский областной историко-краеведческий музей ; под общей редакцией Н. А. Ерёминой. - Оренбург : Союз-Офис, 2011. - 63 с.
  16. Философия музея : учебное пособие / М. Б. Пиотровский [и др. ; под редакцией М. Б. Пиотровского]. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 192 с.
  17. Цифровое пространство музея : сборник статей / автор-составитель: Ю. Бузина [и др.] ; редактор М. Стравинская. - Москва : Политехнический музей, 2019. - 80 с.
  18. Шевченко, В. Сокровища исчезнувших городов : записки музейного работника / В. Шевченко ; под редакцией В. К. Никольского. - Ленинград [Санкт-Петербург] : Лениздат, 1948. - 86 с.