Беря в руки книгу, мы редко задумываемся о том, что к её созданию причастен не только автор. Например, благодаря переплётчику фолиант служит нам долгие годы, не разваливаясь на отдельные листы.
Зарождение переплётного дела относится к первым векам нашей эры, когда на смену свитку пришла книга: пергаментные листы стали вкладывать между резными пластинами. Первые известные переплёты были созданы в XV веке венецианскими мастерами. В то время книги в основном «одевали» в доски, обтянутые кожей и украшенные тиснением.
Как и прежде, нынешние мастера занимаются сбором страниц в единый переплёт, создают обложки и футляры для книг, реставрируют старинные тома. И хотя сегодня производство во многом автоматизировано, ручной труд никто не отменял: эксклюзивные штучные заказы по-прежнему в цене!
Штатные переплётчики есть не только в типографиях, но и в крупных библиотеках. Не исключение Оренбургская областная библиотека им. Н. К. Крупской.
Какими приспособлениями и материалами пользуется переплётчик, из каких этапов состоит его рабочий процесс? Какие личные качества необходимы этому специалисту? Что помогает современному мастеру не просто оставаться на плаву, но и идти в ногу со временем? Сложно ли освоить профессию, где её получить?
В видеоинтервью о своей редкой, но очень нужной профессии рассказывает переплётчик отдела хранения основного фонда и обслуживания НАТАЛЬЯ ГЛУХОВА.
Переплётный процесс включает несколько этапов. Прежде всего мастер подбирает подходящие материалы: ткань, кожу, картон, бумагу и т. п., раскраивает их. Дальше идёт работа над книжным блоком: фальцовка (складывание) листов, формирование тетрадей, их скрепление различными способами (нитками, клеем, металлическими скобами). Долговечность издания зависит от правильной обработки корешка (книжного «торца»), умелого изготовления картонной переплётной крышки, надёжного соединения её с блоком и, наконец, от строго выдержанного по времени прессования готового изделия.
На производстве помощниками специалиста являются переплётные машины, прессы, ножи, фальцовщики, биговщики, ламинаторы и прочее оборудование, в домашних условиях - как правило, игла и нитки, нож, шило, дрель и иные приспособления.
Переплётчик имеет дело не только с книгами, но и с альбомами, брошюрами, блокнотами, дневниками и прочей бумажной продукцией, требующей переплёта. Он может массово изготавливать обложки для оптовых типографских заказчиков, а может создавать эксклюзивные «наряды» для подарочных изданий.
Кроме того, переплётчик занимается ремонтом старых и повреждённых книг: вклеивает листы, восстанавливает и упрочняет корешки, меняет обложки.
Более высокой квалификации требует реставрация. Она предполагает придание бумажным изданиям первозданного вида, и здесь уже мастеру порой не обойтись без знаний химии.
Разнообразие операций делает профессию переплётчика многогранной и увлекательной.
Переплётчики востребованы в типографиях, издательствах и полиграфических центрах, в библиотеках, архивах, реставрационных мастерских. Можно начать собственный бизнес и выполнять заказы частных клиентов, коллекционеров. Ну а можно преподавать в учебных заведениях или же устраивать увлекательные платные мастер-классы с целью профориентации.
Возможно, ты скажешь, что с развитием цифровых технологий профессия переплётчика утрачивает свою актуальность. Но это не так! Несмотря на популярность электронных «читалок», остаётся много поклонников бумажных изданий. Кроме того, не угасает интерес к печатной книге как к объекту искусства и ценному подарку.
Новые горизонты для творчества открывает перед переплётчиком сочетание традиционных методов, таких как ручная работа, использование натуральных материалов, с передовыми решениями. Лазерная резка, 3D-печать и другие современные технологии позволяют создавать сложный, оригинальный дизайн обложки и тем самым привлекать новых клиентов.
Назовём качества и навыки, которые особенно важны для успешной работы переплётчика:
Любая профессия имеет свои плюсы и минусы. Обязательно учитывай их при выборе карьеры.
К плюсам переплётного дела отнесём возможность творческого самовыражения, разнообразие интересных проектов, радость от результатов труда, ведь в итоге ты будешь видеть красивые и ухоженные книги. Наконец, тебе будет приятно осознавать, что своей работой ты сохраняешь для человечества культурное наследие и ценные литературные произведения.
Среди минусов профессии - физические нагрузки (некоторые процессы переплёта, такие как резка, могут требовать ловкости и сил), ограниченность домашних заказов (определённые виды переплёта требуют дорогостоящего специального оборудования), сложность в реставрации (ошибки в работе могут повредить ценные антикварные книги), высокий уровень ответственности (одна допущенная ошибка может испортить весь тираж). Есть и противопоказания по здоровью. Например, у тебя вряд ли сложится карьера переплётчика, если есть проблемы со зрением или нарушена мелкая моторика рук.
Освоить профессию переплётчика можно в некоторых средних специальных учебных заведениях - колледжах, техникумах, училищах. Впрочем, ты можешь и сразу устроиться на работу в типографию или другое подходящее место: опытные мастера с удовольствием поделятся с тобой ценными знаниями.
При выборе ссуза ищи такие направления, как «Переплётчик», «Издательское дело», «Печатное дело», «Полиграфическое производство». Родственной переплётчику является профессия брошюровщика.
Назовём несколько подходящих «учебок»:
Самарский государственный колледж;
Уфимский профессиональный колледж имени Героя Советского Союза Султана Бикеева;
Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова;
Тверской полиграфический колледж;
Смоленская академия профессионального образования;
Рыбинский полиграфический колледж (Ярославская область);
1. Белов, С. В. Книгоиздатели Сабашниковы / С. В. Белов. - Москва : Московский рабочий, 1974. - 176 с.
2. Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство : введение в полиграфию: [учеб. пособие для сред. проф.-техн. учеб. заведений] / Г. А. Виноградов. - Москва : Книга, 1973. - 272 с.
3. Издательское дело в СССР : (1923-1931): сб. документов и материалов / Всесоюз. кн. палата ; [сост. Е. А. Динерштейн, Э. В. Гольцева, коммент. Е. А. Динерштейна]. - Москва : Книга, 1978. - 256 с.
4. Лавров, Н. П. Книгоиздание и литературный процесс / Н. П. Лавров. - Москва : Книга, 1988. - 196, [2] с.
5. Летенков, Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX - начала XX века / ЛГУ им. А. А. Жданова. - Ленинград : ЛГУ, 1988. - 173 с.
6. Мазок, Н. Н. Книга должна жить долго : как самому переплести и отреставрировать книгу / Н. Н. Мазок. - Москва : Книга, 1985. - 223 с.
7. Печать России: Люди и судьбы : 36 портретов полиграфистов и издателей. - Москва : Полиграфист и издатель, 2004. - 144 с. : портр., фот., фот. цв.
8. Стефанов, С. И. Путеводитель в мире полиграфии / С. И. Стефанов. - Москва : Унисерв, 1998. - 319 с.
9. Сытин, И. Д. Жизнь для книги. «Издательский король» Российской империи вспоминает / Иван Дмитриевич Сытин ; [редактор С. В. Чертопруд ; художник Б. Б. Протопопов]. - Москва : Родина, 2022. - 286, [1] с. : рис., портр.
10. Тимкаев, Р. Домашний переплётчик : практическое руководство к переплётному мастерству для самообучения / Р. Тимкаев, В. Фёдоров. - Москва : [б. и.], 1994. - 64 с.
11. Штейнберг, З. Г. История книгоиздания в Европе: пять веков от первого печатного станка до современных технологий / Зигфрид Штейнберг ; перевод с английского Т. М. Шуликовой. - Москва : Центрполиграф, 2020. - 286, [1] с. : ил.
12. Юркин, В. Ф. Книга и время. Судьба и проблемы книги глазами издателя / Валентин Юркин. - Москва : Молодая гвардия, 2021. - 431 с. : цв. ил., портр., фот. цв., фот.