ПРОФЕССИЯ – УЧИТЕЛЬ



Возможно ли, чтобы ребёнок-непоседа слушал кого-то затаив дыхание, даже если за окном солнечный весенний денёк, и самое время гулять? Возможно ли, чтобы после занятий подростку захотелось ещё больше узнать об услышанном, а не выбросить из головы «ненужную информацию»?..

Возможно! Но только в том случае, если перед нами талантливый педагог.

Кто знает, может, и тебе удастся стать таким учителем?!..

Встреча с учителем Ириной Васяниной

Современные дети — какие они? Чего сегодня не хватает в принципах воспитания подрастающего поколения? По каким признакам юноше или девушке понять, что профессия учителя им подходит, какие качества, черты характера для этого нужны? Как готовиться к поступлению в педагогический вуз или ссуз?..

На эти и другие вопросы отвечает педагог лицея № 9 г. Оренбурга — учитель начальных классов Ирина Васянина.



Шпаргалка абитуриента


Кто он такой?


«Ни вчера, ни сегодня, ни завтра // Не погаснет той веры свеча: // Без учителя нет космонавта, // Инженера, поэта, врача», — пишет поэт Борис Чуприянов. Как скульптор из глины, учитель способен «слепить» из юного задиры яркую личность — эрудированного, увлечённого делом, интересного человека, знающего, чего он хочет, и умеющего добиваться своих целей.

Хорошего педагога отличает то, что он не просто преподаёт свой предмет, а заражает ученика тягой к новым знаниям. Для этого есть много приёмов. Знаменитые учителя, такие как Макаренко, Сухомлинский, Монтессори, создали всемирно известные системы обучения, которыми человечество пользуется до сих пор. Кстати, книги выдающегося советского педагога Антона Макаренко являются настольными для менеджеров в Японии: там применяют его принципы создания здорового сплочённого коллектива!

На пути к высокой миссии — нести человечеству знания — учителя подстерегает прозаичная рутинная работа. Каждый день он составляет учебные планы на предмет того, о чём будет рассказывать на следующем уроке, следующей неделе или в следующем полугодии; проверяет контрольные, диктанты и домашние задания, благодаря чему понимает, кому нужно помочь с учёбой; придумывает тематические занятия, интересные формы подачи материала, чтобы его подопечным не было скучно; как актёр, выступает перед публикой; проводит родительские собрания, чтобы рассказать взрослым об успехах и проколах их чад, вместе отработать тактику воспитания.

Рабочих мест для педагога, в зависимости от уровня его образования и профессионального опыта, достаточно: детские сады, школы и колледжи, училища и университеты, детские и молодёжные творческие центры, районные отделы образования и, в конце концов, региональные министерства образования. Можно давать частные уроки, проводить курсы в режиме онлайн. Вариантов для приложения талантов масса!





Подходит ли тебе профессия?



Выйдет ли из тебя хороший педагог? Возможно, но только если ты:

  • любишь общаться с детьми и готов выносить любые их выходки;
  • имеешь нервы, как стальной канат, и ангельское терпение;
  • находишь нужные слова, чтобы объяснять сложные вещи тем, кто и слушать-то тебя не хочет;
  • интересуешься психологией;
  • способен сопереживать;
  • инициативен и энергичен, уверен в собственных силах;
  • обладаешь ораторскими, актёрскими и режиссёрскими способностями;
  • стремишься к широкому кругозору;
  • можешь держать в памяти много разных вещей и, главное, вовремя их оттуда «доставать»;
  • воспитан и деликатен, аккуратен в одежде, ведь ученических глазах педагог — пример для подражания!    

Прежде чем ты решишь с головой броситься в омут педагогики, взвесь все «за» и «против». К плюсам профессии отнесём общение с детьми (от него человек всегда остаётся молод душой), уважение в обществе, длительный и всегда летний отпуск, государственная работа и социальные гарантии (стаж, социальный пакет), возможность реализовать свой творческий потенциал и подрабатывать репетиторством.

Главными минусами при работе учителя являются большое количество писанины, частые стрессовые ситуации (возникают при общении как с учениками, так и с их родителями), необходимость брать работу на дом (тетради и подготовка к урокам).




Где получить специальность?



Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средним специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не расстраивайся, если учёба в них тебе «не по зубам». Получить хорошее педагогическое образование можно и не уезжая далеко от дома! Назовём профильные образовательные учреждения Оренбургской области:




Как готовиться к поступлению?



Поступление в вузы разнится в зависимости от программы. Обычно требуются: диплом о среднем образовании; результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильному предмету (каждый вуз самостоятельно устанавливает пороговые балл); вступительное испытание на некоторые специальности или внутренние экзамены при наличии среднего профессионального образования; индивидуальные достижения (участие в олимпиадах, отличные оценки).

Какой вывод? В школе налегай на русский и обществознание, а если планируешь стать предметником, то подтягивай выбранную дисциплину, которую хочешь преподавать: история, информатика, физика и т.п.

А ребятам, которым посчастливится поступить в заветный педколледж или вуз, молодые педагоги из личного опыта советуют проявлять ответственность к обучению и активность в общественной жизни вуза или колледжа уже с первого курса. Затем, что хороших студентов с удовольствием берут на практику в школы, детские сады и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за рабочее место.

Читаем о профессии

(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)



Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. — Москва : ACADEMIA, 2007. — 496 с. ; 22 см. — (Высшее профессиональное образование).

Булатова, О. С. Искусство современного урока : учеб. пособие / О. С. Булатова. — 3-е изд., стер. — Москва : ACADEMIA, 2008. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / Отв. ред. М. А. Ушакова. — М. : Сентябрь, 2002. — 159 с. — (Библиотека журнала «Директор школы» : n 7, 2002 г.).

Диканева, О. Т. Воспитай творца : кн. для учителя / О. Т. Диканева. — М.: Просвещение, 1993. — 159 с.

Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : ACADEMIA, 2009. — 384 с. — (Высшее профессиональное образование. Профессиональное обучение).

Иванов, Д. А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя / Д. А. Иванов. — Москва : Перспектива, 2011. — 55 с. : табл. ; 21 см. — (Школа управления).

Калюга, С. У. Методика курса «Основы производства. Выбор профессии» : пособие для учителей / С. У. Калюга, М. Л. Кондюрина, И. А. Сасова и др. ; Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. — М. : Просвещение, 1987. — 95,[1] с.

Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие / И. А. Колесникова ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : ACADEMIA, 2007. — 336 с. — (Профессионализм педагога).

Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособ. / Е. А. Климов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М. : Моск. ун-т, 2004. — 239 с. ; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Психология).

Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — Москва : ACADEMIA, 2006. — 400 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; под общ. ред. Л. М. Митиной. — Москва : ACADEMIA, 2005. — 368 с. — (Высшее профессиональное образование).

Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика : учеб. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кмслинская. — Изд-е 2-е. испр. — Москва : ACADEMIA, 2006. — 222,[1] с. ; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Образование, общество, учитель: традиции и инновации : сб. науч. ст. / Оренб. гос. пед. ун-т ; науч. ред. В. Г. Рындак ; редкол.: Л. М. Митина и др. — Оренбург : ОГПУ, 2010. — 432 с.

Педагогика: теории, системы. технологии : учебник / под ред. С. А. Смирнова. — 6-е изд., перераб. — Москва : ACADEMIA, 2006. — 512 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальной школы : учеб. пособие / И. Г. Каткова, Л. Д. Кузнецова ; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО, ОГПУ. — Оренбург : ОГПУ, 2005. — 76 с.

Профессия — учитель : учеб. пособие / А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др. ; Под ред. А. С. Роботовой. — Москва : ACADEMIA, 2005. — 368 с. — (Профильное обучение школьников. Твоя профессия).

Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография / В. В. Сериков. — М. : ЛОГОС, 2013. — 448 с.

Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения : кн. для учителя / В. Д. Симоненко. — М. : Просвещение, 1985. — 223 с.

Хопренинова, В. А. Формирование готовности будущего учителя к управлению познавательной деятельностью школьников средствами свободной работы : монография / В. А. Хопренинова. — Оренбург : ГУ РЦРО, 2010. — 134 с.

Цирульников, А. М. Неопознанная педагогика : книга для учителя / Анатолий Цирульников ; главный редактор Д. И. Фельдштейн ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва : Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. — 350, [1] с. : [16] л. цв. ил., портр., фот. цв. ; 21 см. — (Библиотека педагога-практика).

Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие / Н. Е. Эрганова. — 2-е изд., стер. — Москва : ACADEMIA, 2008. — 160 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / С. Д. Якушева. — Москва : ACADEMIA, 2008. — 256 с. — (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование).

Ямбург, Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? : [16+] / Е. А. Ямбург. — М. : Просвещение, 2014. — 175 с.