ПОЛЬ ВЕРЛЕН
(1844–1896)
Один из основоположников французского символизма, «принц поэтов», чьи стихи поражают своей музыкальностью, тонкостью чувств и меланхоличной красотой. Он умел передать самые неуловимые оттенки эмоций, создавая атмосферу таинственности и недосказанности.
Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года во французском городе Мец в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ.
Гарнизонная служба отца вынуждала семью часто переезжать, из-за чего Полю в детстве было сложно заводить друзей. За первые семь лет его жизни Верлены успели пожить в Меце и Монпелье, в Сете и Ниме. В 1851 году Николя-Огюст уходит в отставку, и семья поселяется в Париже.
К четырнадцати годам Поль Верлен знакомится с творчеством Гюго, Банвиля, Готье, Бодлера, Леконта де Лиля и Глатиньи и начинает писать собственные стихи. Знаменитому автору «Собора Парижской богоматери» юноша отправляет своё стихотворение «Смерть».
В шестнадцать лет Поль знакомится с Эдмоном Лапелье, который станет сначала его другом, а затем и биографом, исполнившим в том числе последнюю волю Верлена.
Творчество
Ранний период (1860-е годы)
Начало творческого пути Поля Верлена ознаменовано влиянием Луи де Рикара. Поэт и критик сыграл важную роль в формировании молодого дарования, под его руководством появились первые относительно зрелые верленовские произведения. Так, в журнале «Обозрение прогресса» в 1863 году был опубликован сонет «Господин Прюдом», проникнутый духом сатиры и социальной критики.
Верлен всё чаще посещал литературный салон маркизы де Рикар, где собиралась парижская интеллигенция. Атмосфера творчества и интеллектуального обмена, безусловно, оказала влияние на молодого поэта, расширяя его горизонты в плане новых идей.
Вынужденный зарабатывать себе на жазнь, Поль Верлен поступил на службу страховым агентом, а затем устроился в мэрию одного из округов Парижа. И всё же увлечение литературой оказалось сильнее. В возрасте двадцати лет поэт бросил учёбу в школе права, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Он стал активным участником литературного кружка Катюля Мендеса, знакомился с новыми людьми, дискутировал о литературе и искусстве.
В ноябре 1865 года вышло прозаическое эссе о Шарле Бодлере, в котором Верлен выражал восхищение творчеством великого поэта, анализировал его вклад в развитие французской литературы. За эссе последовали публикации отдельных стихотворений Поля Верлена в различных журналах и альманахах.
Вскоре произошло знакомство с издателем Альфонсом Лемером, сыгравшее важную роль в становлении карьеры Верлена. Оценив талант молодого поэта, Лемер предложил ему сотрудничество, одновременно открыв новые возможности для продвижения стихов: сборники «Сатурнийские стихи» (1867 год), «Галантные празднества» (1869), а также сборник «Добрая песня» (1870), посвящённый Матильде Моте – невесте литератора.
Период «духовного кризиса» (1870-е – 1880-е)
После бурных событий в личной жизни (ссора с Рембо, тюремное заключение) Поль Верлен переживает духовный кризис. Трудности находят отражение и в его творчестве. Продолжая писать, вырабатывая и оттачивая свой неповторимый поэтический стиль, литератор обращается к религии, ищет утешение в вере. Таковы стихи, вошедшие в сборники «Мудрость» (1880) и «Былые дни» (1884).
Поздний период (1890-е)
Проходят годы, и творчество Поля Верлена находит признание у читателей и критиков. Его называют одним из основателей литературного символизма и импрессионизма.
В 1894 году французские поэты избрали Поля Верлена «принцем поэтов», что стало вершиной его славы и подтверждением значимого места в истории французской литературы. Этот титул символизировал не только признание поэтического таланта, но и влияние Верлена на молодое поколение поэтов, вдохновлённых его новаторским стилем и смелыми экспериментами с языком.
Поль Верлен умер 8 января 1896 года от воспаления лёгких.