«Один на один с Даниилом Граниным» - Виртуальная выставка

Ответственность таланта

 

   Стремление писателя к широкой постановке больших проблем бытия закономерно приводило к сопоставлениям, возбуждая интерес к историческому опыту человечества. И на материале прошлого писатель ставил коренные проблемы, которые его волновали издавна, обращался к своим излюбленным героям, в частности, к российскому императору Петру I («Вечера с Петром Великим», 2000) и темам к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе об А.С. Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Ф.М. Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000). Противостояние таланта и бездарности, рассмотренные в книгах об ученых, здесь преобразовывались в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому – роман «Картина» (1980).

 

    Гранин, Д. А. Картина : роман / Д. А. Гранин ; худож. М. Бычков. – Ленинград : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1980. – 359 с. : портр.

   В романе читатель увидел нового Гранина. Прежде всего, необычны были основные герои – советские работники разных рангов: районные, областные, столичные. Сюжет строился на том, как строительство завода вычислительных машин может разрушить красоту природы и памятники прошлого. Такой поворот потребовал постановки и решения не только нравственных, но и эстетических проблем – они оказались накрепко завязаны в один узел. Действие романа происходит в небольшом среднерусском городке. Главный герой романа, председатель горисполкома Сергей Лосев, попадает в драматическую ситуацию со сложным комплексом современных общественных проблем. Перед читателем разворачивается сюжет о поисках смысла жизни, об ответственности человека перед будущим, о его сопричастности к историческим процессам. Роман охватывает проблемы экологии, охраны окружающей среды, предупреждает об ущербности технократического мышления, ошибочности утилитарного подхода к искусству, поднимает вопросы воспитания личности.

   По мотивам романа режиссером Булатом Мансуровым в 1985 году был снят 3-х серийный телевизионный художественный фильм на киностудии «Мосфильм» Творческим объединением телевизионных фильмов, по заказу Гостелерадио СССР.

                                                    Электронный каталог

 


 

    Гранин, Д. А. Тринадцать ступенек : повести, эссе / Д. А. Гранин. – Ленинград : Советский писатель, 1984. – 304 с.

   В книгу Даниила Гранина включены литературные эссе, посвященные русским классикам (А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевскому, Л.Н. Толстому, А.М. Горькому, И.А. Бунину). Писатель неоднократно писал о том, что он всегда преклонялся перед творческим гением А. Пушкина. Среди историко-литературных эссе привлекают внимание очерки Гранина, посвященные великому поэту – «Два лика», «Священный дар» и «Отец и дочь». Гаранин не пушкинист и его очерки не надо рассматривать как литературоведческие исследования. Это заметки писателя. Автор отмечает, что «все великие произведения искусства, заключают в себе возможность различных толкований и смысловых оттенков». Рассматривая повесть «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина» А.С. Пушкина Гранин пишет: «Проза Пушкина не проза поэта…. У Пушкина проза не продолжение. Он равно прозаик и поэт, в обоих жанрах гениальный. Его проза самостоятельный, независимый мир, со своими тайнами, своей структурой». 

    Электронный каталог

 

 


 

   Гранин, Д. А. Тайный знак Петербурга  / Д. А. Гранин. – Санкт-Петербург : Logos, 2000. - 602 с. : ил. – (Знаменитые петербуржцы о городе и людях).

  Книга известного петербургского писателя объединила его статьи, посвященные истории Петербурга от петровских времен до современности, удивительной роли «северной столицы» России в развитии русской культуры, а также портреты выдающихся деятелей культуры, науки и искусства XX века: Д.С. Лихачева, А.Д. Сахарова, П.Л. Капицы, А.А. Любищева, Н. Сладкова, М. Дудина, Максима Горького и других, литературные эссе о классиках русской литературы: А.С. Пушкине, Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, И.А. Бунине.

   Публицист и историк Д. Коцюбинский пишет: «Именно он казался мне человеком, олицетворяющим собой всю петербургскую (в ту пору ленинградскую) память о XX столетии во всем ее величии и трагизме. И не только потому, что у него была столь рельефная ленинградская биография и утвердившийся со времен «оттепели» негласный статус «главного городского писателя». Гранин идеально совпадал с городом, в котором он жил, самим своим обликом сдержанным и безукоризненно стильным. Печально ироничным выражением лица. Манерой говорить. Без аффектации, без фальши, всегда с глубоким и одновременно остро отточенным смыслом…».

   Электронный каталог

 


 

  Гранин, Д. А. Вечера с Петром Великим : сообщения и свидетельства господина М. /Д. А. Гранин ; [рис. А. Кузьминского]. – Санкт-Петербург : Историческая иллюстрация, 2000. – 426, [3] с. : ил. – (Библиотека Фонда памяти светлейшего князя А. Д. Меншикова).

На авантит.: К 300-летию Санкт-Петербурга.

  Роман популярного прозаика позволяет заглянуть в глубь эпохи, называемой ныне петровской, и написан на интереснейшем историческом материале, вобравшем малоизвестные широкой аудитории факты. Устремленный к великой цели, свершающий судьбоносные для страны деяния, Петр I представлен глобальной, всеевропейского масштаба фигурой. Однако для автора важнее показать внутренний облик императора: он детально исследует душевные качества Петра I, осмысливает переломные моменты его духовной жизни, раскрывает драматические страницы личной, в том числе, семейной и любовной биографии. Произведение Д. Гранина необычно по форме и значительно по содержанию, написано ярким, образным языком, с большим уважением к главному герою. За роман в 2001 году писатель был награжден Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства. По мотивам произведения режиссером Владимиром Бортко был снят мини-сериал «Петр Первый. Завещание» (2011).

                                                    Электронный каталог

 


 

Главное меню

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Работает на LinkorCMS © 2018. ОУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.