ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПИСАТЕЛЯ
Марсель Пруст посещает модные литературные и художественные салоны, сам начинает писать.В 1894 году он публикует первую книгу стихов в прозе, которая, однако, остаётся практически незамеченной. Пруст также пробует себя в критике, пишет журналистские эссе и рассказы, занимается переводами. Однако его не оставляет идея написать роман.
В 1895 году он начинает писать большой роман, многие сюжеты которого были повторены в «Поисках». Это был «Жан Сантёй», работа над которым прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена.
В 1896 году Пруст издаёт сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса и иллюстрациями госпожи Лемер). Поэт и романист Жан Лоррен встретил книгу разгромной рецензией, ставшей причиной дуэли между писателем и критиком. Дуэль состоялась в феврале 1897 года в юго-западном пригороде Парижа Мёдоне. Секундантом со стороны Пруста был его друг, художник-импрессионист Жан Беро.
В 1904 – 1906 годах Пруст выпускает переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии».
В 1907-м в газете «Фигаро» вышла статья Марселя Пруста, в которой писатель представил рассуждения о чувстве вины и особенностях человеческой памяти. Эти темы, очевидно, волновавшие Пруста, стали впоследствии ключевыми в цикле романов «В поисках утраченного времени».
Proust, M. A la recherche du temps perdu : A l'Ombre des jeunes filles en fleurs / M. Proust. – Мoscou : Editions du progrès, 1982. – 583 p.
Proust, M. A la recherche du temps perdu : du côté de chez Swann / M. Proust ; [introduction de S. Botcharov, commentaire de L. Butkiewicz, présentation de A. Erassov. – Moscou : Progrès, 1976. – 435 p.
Над этой эпопеей Пруст также начал работу в 1907 году. Изначально автор планировал разбить произведение на три части и издать в двух томах. Четыре года Пруст потратил на первый вариант эпопеи. В 1911 году писатель завершил цикл романов, получивший название «Перебоями чувства». Произведение состояло из трех частей: «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретенное время». К сожалению, ни одно издательство не согласилось на издание эпопеи Марселя Пруста. И только Бернар Грассе не отказал в публикации (за средства автора), однако потребовал внести серьезные сокращения в первоначальную версию.
Годом позднее Марсель Пруст написал очередной роман – «По направлению к Свану». Это произведение также не вызвало восторгов читателей. Но Пруст продолжил работу, дополнив эпопею еще двумя произведениями – «Пленница» и «Беглянка».
Proust, M.Albertine disparue / M. Proust ; Edition presentée, établie et annotée par A. Chevalier. – Paris : Gallimard, 1992. – 364 p.
В 1919-м роман «Под сенью девушек в цвету» был переиздан еще раз и принес Марселю Прусту престижную Гонкуровскую премию.
В целом цикл романов «В поисках утраченного времени» получился действительно монументальным. Пруст издал семь произведений, на страницах которых перед читателем проходят около двух тысяч действующих лиц. К сожалению, писатель не успел окончательно отредактировать последние тома. Редакцию завершил его брат.
Слава и признание пришли к Прусту уже посмертно. Писатель Сомерсет Моэм настаивал на том, что цикл «В поисках утраченного времени» является лучшим произведением современности, а его коллега Грэм Грин и вовсе причислял Пруста к лучшим романистам XX столетия.
Сам Пруст неоднократно признавался, что кумирами в области литературы считал Федора Достоевского и Льва Толстого. Эти мыслители стали для него источником мудрости, внутренней силы и вдохновения.
Произведения Пруста, не нашедшие признания при жизни писателя, после его смерти обрели статус эпохальных. Книги в буквальном смысле разобрали на цитаты, а философские мысли и наблюдения писателя до сих пор остаются предметом споров и обсуждений. Именно поэтому в истории французской литературы Марсель Пруст остался как родоначальник психологического романа.