Литературная деятельность Ромена Роллана
«Я влюблен в искусство, потому что оно взрывает мою маленькую жалкую личность...».
Ромен Роллан
Начало литературной деятельности Ромена Роллана относится к 1895 году, времени его возвращения в Париж и защиты в Сорбонне двух докторских диссертаций. Ранние «античные» и «итальянские» пьесы Роллана – «Орсино» («Orsino», 1890), неоконченная пьеса «Эмпедокл» («Empedocle», 1890), «Бальони» («Baglione», 1891), «Ниобея» («Niobe», 1892), «Калигула» («Caligula», 1893), «Осада Мантуи» («Le Siege de Mantoue», 1894) – не имели успеха. Ни одна из них не была поставлена на сцене или опубликована.
Однако показателен сам выбор Роллана драматургического жанра в литературе. Драма привлекала Роллана своей действенностью, возможностями широкого воздействия на читателя и зрителя, воспитания в нем героического начала. Обращение раннего Роллана к драматургии и характер первых пьес отразили стремление писателя синтезировать мечту и действие, возродить в современниках волю к действию.
Во второй половине 90-х гг. Роллан увлекается социалистическими идеями, хотя и не вступает в какие-либо организации, сохраняя настороженное отношение к политике.
Призыв к обновлению искусства – главный пафос книги «Народный театр» («Le Theatre du peuple», 1903), в которой Роллан излагает новую концепцию театра. Книга представляет собой сборник статей, опубликованных в 1899–1903 гг. на страницах журнала «Ревю д'ар драматик».
Роллан отказывается от трактовки искусства как «убежища» для творческой личности. Свою задачу он видит в том, чтобы создать новый тип театра – театр для народа, целью которого стало бы поддержание в народе «душевной бодрости». Театр как стимул к действию – такова главная мысль Роллана.
Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.
Всемирную славу получил многотомный роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф», над созданием которого писатель работал с 1903 по 1912 гг. «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант Жан-Кристоф Крафт, прототипами которому стали Бетховен и сам Роллан, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
Rolland R.
Jean-Christophe / R. Rolland. - M. : Editions en langues etrangeres, 1957 .
V. 1 : L'aube. L'adolescent . - M. : Editions en langues etrangeres, 1957. - 451 p. : il.
V. 2 : La revolte. - M. : Editions en langues etrangeres, 1957. - 518 p. : il.
V. 3 : Antoinette. Les amies . - M. : Editions en langues etrangeres, 1957. - 461 p. : il.
V. 4 : Le buisson ardent. - M. : Editions en langues etrangeres, 1958. - 392 p. : il.
Л. Арагон назвал «Жан-Кристофа» «романом об идеях». Действительно, Роллан, как и другой родоначальник жанра «романа-потока» М. Пруст, создает вариант интеллектуального романа, в котором борьба характеров раскрывается в первую очередь как столкновение идей. В основе романа – несколько постоянных мотивов и этических постулатов: возрождение через смерть, поражение в победе и победа в поражении.
В 1915 г. Роллан был удостоен Нобелевской премии «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Считается, что одним из поводов присуждения ему Нобелевской премии был именно роман «Жан-Кристоф».
В «Жан-Кристофе» Роллан не нашел способа соединить мечту и действие в реальной действительности. Поиск продолжен в повести «Кола Брюньон» («Colas Breugnon», 1918), самом жизнеутверждающем произведении Роллана довоенного периода. Сам писатель расценивал это произведение как передышку после огромной фрески «Жан-Кристофа».
Rolland, R.
Colas Breugnon / R. Rolland. - M. : Progrès, 1968. - 266 p.
Поэтика «Кола Брюньона» отличается от стиля «Жан-Кристофа» с его утонченным психологизмом и интеллектуализмом. В повести господствует стихия живой народной речи, колоритной и бойкой. Роллан прибегает к фольклорной стилизации, к ритмизованной прозе.
Среди других его произведений можно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.
Несмотря на послереволюционный террор в Советском Союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку страны. Таким образом, на свет появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в «Либертэр» о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.
Ромен Роллан
На смерть Ленина – Ромен Роллан, Собр. соч., «Художественная литература», М., 1958, т. 13, с.117.
Ромен Роллан
Ответ К. Бальмонту и И. Бунину – Ромен Роллан, Собр. соч., «Художественная литература», М., 1958, т. 13, с.161.
После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.
Rolland, R.
L'ame enchantee : l'annociatrice / R. Rolland. - M. : Editions en Langues etrangeres, 1955. - 838 p.
Оказавшись в оккупации после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).
Последним произведением Роллана стала книга «Пеги» («Peguy», 1944), воссоздающая облик поэта и полемиста, бывшего главного редактора «Двухнедельных тетрадей», друга Роллана.