ПРЕМИЯ НОС
Ежегодная литературная премия «НОС» (Новая словесность) основана Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Премия - приоритетный проект Фонда, входящий в его масштабную просветительскую программу под названием «Книжный мир».
Уникальность премии - в организации процесса выявления победителя. Финалисты и лауреаты премии определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики. «НОС» - это единственная премия с абсолютно прозрачным механизмом выбора победителей: непременным условием работы жюри и экспертной группы является необходимость публично аргументировать свой выбор. Таким образом, «НОС» – это еще и интеллектуальная дискуссионная площадка, изучающая и формирующая контекст, в котором существует сегодня российская художественная литература. Ежегодные дебаты позволяют следить за развитием литературы в процессе, каждый раз заново определяя актуальные взаимоотношения этического и эстетического, художественного и документального, метафорического и публицистического.
Призовой фонд:
1. Победитель премии получает награду в размере 700 000 рублей и статуэтку-символ премии.
Если произведение, написанное в соавторстве, становится лауреатом премии, то денежное награждение премии делится между соавторами в равных долях.
2. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей.
3. «Приз читательских симпатий» вручается автору произведения по результатам голосования в Интернете и/или телепередаче и составляет 200 000 рублей + статуэтка.
4. «Приз критического сообщества» вручается автору произведения по итогам выбора профессиональных критиков и составляет 200 000 рублей + статуэтка.
5. Победитель регионального проекта премии награждается статуэткой и денежным вознаграждением в размере 200 000 рублей.
Фонд компенсирует транспортные расходы (проезд) участникам, вошедшим в шорт-лист, и победителю интернет-голосования в случае, если они приезжают в Москву на финальные дебаты из других городов/стран.
Сайт: https://prokhorovfund.ru/projects/own/108/
Литературная премия «НОС» (Новая словесность) 2020
Победитель: Алла Горбунова «Конец света, моя любовь»
Никогда еще двухтысячные годы не были описаны с такой достоверностью, как в новой книге Аллы Горбуновой. Дети, студенты, нищие, молодые поэты – ее герои и героини – проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить ее героев. Алла Горбунова – поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и премии Андрея Белого (2019).
Приз читательских симпатий: Рагим Джафаров «Сато»
Рагим Джафаров «Сато»
К психологу приводят ребенка, который считает себя пленным контр-адмиралом. Что это – диссоциативное расстройство личности, шизофрения, правда?
Региональный проект премии «Волга/НОС» (Нижний Новгород):
Шамшад Абдуллаев «Другой юг»
Шамшад Абдуллаев известен прежде всего как поэт, автор многих книг стихов, лидер сложившейся в Узбекистане на рубеже 1980-1990-х годов Ферганской поэтической школы. Заметно реже в фокусе читательского и критического внимания оказываются прозаические тексты Абдуллаева.
В книге «Другой юг» впервые собрана вся его художественная проза, начиная с рассказов середины 1980-х годов и заканчивая новейшими текстами. Гипнотизм среднеазиатского ландшафта, восточная терпкость и размеренность...
Приз критического сообщества: Полина Барскова «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов»
Полина Барскова «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов»
Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.
Произведение относится к жанру Поэзия. Оно было опубликовано в 2020 году издательством Ивана Лимбаха.