ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА (1879-1955)

 

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в немецком городе Ульм, в небогатой еврейской семье. Его отец, Герман Эйнштейн, был коммерсантом средней руки, совладельцем небольшого предприятия по производству перьевой набивки для матрацев и перин. Мать, Паулина Эйнштейн (урождённая Кох), происходила из семьи успешного торговца кукурузой.

Вскоре Эйнштейны переехали в Мюнхен, где жил брат Германа. Здесь братья основали небольшую фирму по производству электроприборов.

В семь лет мальчика отправили в муниципальную школу, в которой он считался всего лишь «умеренно способным» учеником. Новая информация усваивалась им не слету – как потом окажется из-за слишком глубокого проникновения в суть. Школьным урокам он предпочитал самостоятельные занятия: с увлечением читал популярную литературу по естествознанию, с восторгом углубился в геометрию, так что вскоре уверенно опередил своих сверстников в этих дисциплинах. Мнение учителей резко изменилось, когда в конце учебного года мальчик получил лучший аттестат в классе.

Наиболее яркими впечатлениями детства будущего ученого стали знакомства с компасом и книгой «Начала» Евклида. Было и еще одно сильное увлечение – музыка. С шести лет мальчик стал учиться играть на скрипке. Эту любовь он пронесет через всю жизнь.

После окончания школы А. Эйнштейн поступил в гимназию. Годы обучения в ней дались ему нелегко из-за бессмысленных требований учителей. Укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися, а также авторитарное отношение учителей к ученикам вызывало у него неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями.

Осенью 1895 года Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе, где готовили преподавателей физики. Экзамены по математике он сдал блестяще, но ботанику и французский язык провалил. Директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Арау, чтобы получить аттестат и повторить поступление.

В кантональной школе Арау А. Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла, начал размышлять над физическими проблемами. Через год он с успехом сдал выпускные экзамены и сразу поступил в Политехникум на педагогический факультет. Здесь ученый познакомился со своей будущей женой, которая была старше его на четыре года. Это была студентка факультета медицины Милева Марич.

Стиль и методика преподавания в Высшем техническом училище  существенно отличались от закостеневшей и авторитарной германской школы, поэтому дальнейшее обучение давалось юноше легче. У него были первоклассные преподаватели, в частности, известный геометр Герман Минковский (впоследствии именно он придал специальной теории относительности законченную математическую форму). Правда его лекции Эйнштейн нередко пропускал, о чем потом весьма сожалел. Большую часть времени он работал в физической лаборатории, а остаток посвящал чтению классических трудов по физике.

После окончания Политехникума (1900) А. Эйнштейн в течение двух лет не мог найти постоянной работы. Дела складывались неважно, но он продолжал заниматься теорией физики.

Наконец, по рекомендации своего друга, математика М. Гроссмана, он был зачислен на должность эксперта третьего класса в федеральное бюро патентов в Берне, где проработал семь с половиной лет (до осени 1909 г.). Необременительная работа и простой уклад жизни позволили А. Эйнштейну именно в этот период стать крупнейшим физиком-теоретиком.

Через полгода после получения работы в патентном бюро ученый женился на Милеве Марич, несмотря на сильное противодействие его родителей.  У них родились трое детей.

С 1904 года Эйнштейн сотрудничал с журналом «Анналы физики», в котором были опубликованы его две статьи, посвященные изучению вопросов статистической механики молекулярной теории теплоты. В первой статье автор смог объяснить броуновское движение молекул и прийти к выводу, что можно вычислить массу и число молекул, находящихся в данном объеме. Во второй публикации предлагалось объяснение фотоэффекта. Именно за эту работу Эйнштейн с опозданием получил Нобелевскую премию в 1921 году.

После публикации этих статей к ученому пришло всеобщее признание.

Весной 1909 года он был назначен экстраординарным профессором теоретической физики Цюрихского университета. В начале 1911 года последовало почетное предложение работы в Пражском университете. А летом следующего года Эйнштейн возвратился в Цюрих и занял место профессора в Политехникуме – в том самом, где был студентом.

В 1914 году ученого пригласили в Германию на должность профессора Берлинского университета и одновременно директора Физического института Общества кайзера Вильгельма. В том же году началась Первая мировая война.

Милева с детьми осталась в Цюрихе, их семья распалась. В феврале 1919 года супруги официально развелись.

В 1915 году в Берлине ученый завершил общую теорию относительности. Это было не только обобщение специальной теории относительности: излагалась новая теория тяготении, настолько революционная, что многие ученые сочли выводы Эйнштейна шарлатанством.

Всего через год ученый опубликовал еще одну парадоксальную работу, в которой выдвинул идею замкнутой Вселенной. Эта гипотеза резко противоречила всем привычным представлениям. Каскад открытий не прекратился. Следующие работы были посвящены квантовой теории излучения, которая стала основой современной лазерной техники.

В июне 1919 года Альберт Эйнштейн женился на своей двоюродной сестре Эльзе, вдове с двумя детьми. Все последующие годы он постоянно заботится о ее дочерях.

В середине 20-х годов XX века обнаружились значительные расхождения между ним и сторонниками квантовой механики. Между тем политическая ситуация в Германии становилась все более напряженной. Начались организованные нападки на ученого. В 1922 году Эйнштейн отправился с лекциями для ученых и студентов в Париж, а осенью побывал в Китае, Японии и Палестине.

После 1925 года ученый не предпринимал дальних путешествий и жил в Берлине, совершая лишь поездки в Лейден для чтения лекций, а летом в Швейцарию. Начиная с 1930 года в зимние месяцы А. Эйнштейн жил в Калифорнии. После прихода к власти Адольфа Гитлера ученый никогда более не ступал на немецкую землю.

В марте 1933 года Эйнштейн заявил о своем выходе из Прусской академии наук. Спустя полгода он приступил к работе в Принстонском университете, а вскоре получил американское гражданство. В США ученый оказывал всяческую поддержку немецким антифашистам.

Постоянная погруженность в науку никогда не заслоняла от него событий внешнего мира. После окончания Второй мировой войны Альберт Эйнштейн включился в борьбу за всеобщее разоружение и в 1948 году выступил с обращением, в котором призывал к запрещению оружия массового поражения.

Альберт Эйнштейн умер в Принстоне 18 апреля 1955 года на семьдесят седьмом году жизни от разрыва аорты. Он запретил пышное погребение с громкими церемониями.

 

Самый знаменитый физик XX века и один из величайших ученых всех времен – Альберт Эйнштейн – по сей день остается одной из самых загадочных фигур научного мира. Немало возникает споров,  касающихся его здоровья.

Известен тот факт, что при рождении у него была слишком крупная голова, вызвавшая у  матери будущего ученого мысли о какой-то деформации. В детстве Эйнштейн страдал от речевых нарушений, а до трех лет вовсе не говорил. Сегодня существует термин «синдром Эйнштейна», который был придуман доктором Т. Соуэллом для описания исключительно ярких людей, чья речь откладывается.

Кроме этого в детские годы ученый держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения (эхолалия). Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку, а после окончания Политехникума только через два года нашел постоянную работу, которая не имела никакого отношения к науке. На протяжении всей жизни ему сложно было обеспечить себе средства к существованию общепринятым путем. Все эти качества свойственны аутичным личностям.

А. Эйнштейн родился за 64 года до развития того, что сейчас называется расстройством аутистического спектра, и не мог быть диагностирован при жизни. Поэтому, несмотря на это группа психологов (С. Барон-Коэн, Т. Грандин, Н. Леджин и др.) идентифицировала некоторые черты великого ученого и предположила, что человек, известный своей невероятной, влиятельной работой в области физики, возможно, был в аутистическом спектре. 

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2021. ООУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.