Р. Л. СТИВЕНСОН - СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА
«Литература во всех ее видах – не что иное, как тень доброй беседы».
Р. Л. Стивенсон
Как и многие великие книги, «Остров сокровищ» появился из пустяка, почти анекдота. Дождливым днем 1881 года в деревне в Абердиншире Стивенсон заметил, как его пасынок 13-летний Ллойд Осборн от нечего делать рисует карту какого-то острова.
Идея написать книгу для мальчиков, в которой не было бы ни одной женщины, кроме матери главного героя, родилась у Стивенсона мгновенно. Писал он с той же быстротой — по главе в день. Закончив примерно половину книги, уехал в Лондон, дописывать.
Первоначально роман назывался «Судовой повар», Стивенсон отдал его в детский журнал «Янг Фолкс». Роман провалился: читатели обвиняли автора в пропаганде культа наживы, избыточном натурализме, восхвалении, выражаясь современным языком, криминала. Вернее, разумеется, не читатели — их родители.
Строго говоря, они были не так уж и не правы. Мрачного насилия в тексте хоть отбавляй, побуждения персонажей — сплошь меркантильные, а Джон Сильвер и Билли Бонс выглядят куда обаятельнее и человечнее сквайра Трелони.
Нет, решительно никаких положительных уроков юный читатель из «Острова сокровищ» вынести был не должен. Однако же — вынес. И выносит до сих пор, что и обеспечило главному роману Стивенсона бессмертие, причем не литературоведческое, а вполне себе читательское,
«Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда», вероятно, читали все или почти все. «Похищенного» — скорее всего, только те, кому эта книга случайно попалась в юности.
Между тем это вовсе не «юношеская литература» (хотя и печатался роман в том же «Янг Фолкс»). По накалу приключений и уровню интриги «Похищенный» почти ничем не уступает «Острову сокровищ», а по глубине психологизма — даже и превосходит.
«Остров сокровищ» — самое знаменитое, но отнюдь не единственное произведение Стивенсона. Есть у писателя и роман о средневековой Англии «Чёрная стрела», и книги о жизни и приключениях шотландского юноши Дэвида Бальфура.
Давно стали классикой мировой литературы «Владетель Баллантрэ» — самый глубокий из законченных романов Стивенсона, циклы новелл «Алмаз Раджи», рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». Кроме того, перу писателя принадлежит прекрасный поэтический сборник «Детский сад стихов».
Поэтические переводы из Стивенсона появлялись в собраниях сочинений таких известных поэтов как О.Мандельштам, включались в сборники переводов с английского, мелькали в детских журналах.