Историко-литературный музей "Капитанская дочка"

12 июня 2009 года на Красной горе под поселком Саракташ Оренбургской области в торжественной обстановке был открыт историко-литературный музей, посвященный знаменитому произведению великого русского поэта А.С.Пушкина. Это явилось значительным событием в культурной жизни Оренбургской области. Открытие музея, расположенного в пяти зданиях приурочено к празднованию 210-летия со дня рождения поэта. 

Мысль о том, что на Красной горе – месте съемок фильма «Русский бунт»  должен быть создан музей, возникла давно. Предложение об открытии историко-литературного музея поступило от ректора Оренбургского государственного аграрного университета, ныне – министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Сергея Александровича Соловьева. Осуществлением оригинального проекта занялась заведующая кафедры истории Отечества, доктор исторических наук, академик Петровской академии наук и искусств Алла Владимировна Федорова. Именно она провела кропотливую работу по сбору разнообразных экспонатов. Выявление исторических документов  XVIII века – ее заслуга. Активное участие в оформлении музея принимали студенты экономического факультета.

Место для музея выбрано не случайно. Не одно десятилетие ученые обсуждают вопрос о том, какую крепость описал А.С.Пушкин в «Капитанской дочке». Высказывалось предположение о крепости Нижнеозерной и других. В действительности на Красной горе никакой крепости не существовало. Здесь в 1998 – 1999 гг. проходили съемки художественного фильма режиссера Александра Прошкина «Русский бунт». Именно на этом месте исторически достоверно была воссоздана обстановка крепости времен Пугачевщины. Сохранившиеся декорации позволяют проникнуть вглубь веков, стать участником событий конца  XVIII века.

«Капитанская дочка» в Оренбургской области – еще один музей литературных героев. Первый музей подобной тематики создан в 1972 году в селе Выра Ленинградской области и назван «Домик станционного смотрителя». Организаторы историко-литературного музея под Саракташом при выборе общей концепции руководствовались многочисленными свидетельствами о поездке А.С.Пушкина в Оренбургскую губернию, целью которой явился сбор информации о Пугачевском восстании. Результатом его трудов стала повесть «Капитанская дочь», отразившая непростую жизнь казачьего края того времени. Впервые повесть опубликовали в журнале «Современник» в 1836 году. Тираж тома составил 900 экземпляров.

Перенесемся на более чем полтора столетия назад – в далекую осень 1833 года, когда А.С.Пушкин проехал по пути движения пугачевского войска. Вглядимся пристально в жизнь поэта, постараемся понять, что волновало, тяготило, радовало его в то время, пока он записывал рассказы очевидцев тех событий, усердно работал в архивах. Центральный зал музея передает атмосферу рождения исторического произведения «Капитанская дочка». Значительная часть экспозиции посвящена бесценным пушкинским документам, рассказывающим о глубинных связях А.С.Пушкина с Оренбуржьем. Открывают выставку портрет и бюст поэта. Бюст А.С. Пушкина получен в подарок от учителя средней школы села Изобильное Соль - Илецкого района Раисы Михайловны Александровой – матери Героя Советского Союза Вячеслава Александрова. Здесь представлены копии автографов писателя, среди которых – автограф, оставленный на первоначальном плане повести. Все пушкинские автографы, а также большая часть документов экспозиции, даны в фотовоспроизведениях.

Музей «Капитанская дочка» – это переплетение материалов, связанных с историческими сюжетами Пугачевщины, и литературными героями повести А.С.Пушкина. Центральное место в экспозициях отводится персонажам произведения: Емельяну Пугачеву, Петру Гриневу, Маше Мироновой, капитану Миронову, Алексею Швабрину, Савельичу. В зале экспонируется множество изображений людей, добровольно помогавших А.С.Пушкину в сборе материалов для повести: историка Д.Н. Бантыш-Каменского, баснописца И.А.Крылова, краеведа Симбирской губернии П.М.Языкова, писателя И.И.Лажечникова. Это далеко не полный перечень портретов. В частности можно отметить портрет Лео Виардо – переводчика «Пропущенной главы» на французский язык. Перед нами проходит ряд лиц, галерея иконографических реалий ушедшей, но вечно живой для нас эпохи. Среди них – друзья Пушкина, исторические деятели, художники, актеры.

Особое внимание привлекают отзывы известных писателей на «Капитанскую дочку»: Н.В.Гоголя, Т.Г.Шевченко, А.П.Чехова, А.И.Куприна, А.М.Горького, М.И.Цветаевой. Так, Н.В.Гоголь пишет о «Капитанской дочке»: «…это решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею».

Первый перевод «Капитанской дочки» на иностранный язык был осуществлен в 1841 году в Стокгольме. Музей является обладателем переводов повести на английский, немецкий, французский, испанский греческий, польский, армянский, белорусский, казахский, узбекский, татарский, башкирский языки. В экспозиции представлены советские и российские издания «Капитанской дочки» разных лет. Иллюстрации российских художников М.В.Нестерова, А.А.Пластова, С.В.Герасимова, П.П.Соколова изображают сцены из жизни пушкинских героев. Русский живописец С.В.Герасимов первые акварели к «Капитанской дочке» сделал в 1909 году. В 40-е годы XIX века он познакомился с пугачевскими местами Оренбуржья. Его картина – «Восстание Пугачева» репродуцировалось неоднократно. Вызывают интерес посетителей музея и копия пугачевского знамени.   

Важное место в экспозиции занимают архивные свидетельства о «Пугачевском бунте», выявленные в Пушкинском доме, Военно-историческом архиве, Государственном архиве древних актов, Государственном архиве Оренбургской области. Военно-исторический архив предоставил указы Е. Пугачева 1733г., среди которых – именной указ Пугачева губернатору И.А.Рейнсдорпу от 17 декабря 1733г., перевод Указа на немецкий язык пленным пугачевцем подпоручиком М.И.Шванвичем. Внимание большинства посетителей привлекает лист, исписанный «каракульками» Пугачева и др.

Из государственного архива Оренбургской области переданы копии указов императрицы «О рассылке писем о пребывании разбойника Емельяна Пугачева в Оренбургской губернии» и «О принятии мер предосторожности в приказах при проявлении бунтовщиков Емельяна Пугачева» и др.

Прекрасным дополнением собрания являются ударно-кремниевый мушкетон XVIII в, нумизматическая коллекция времен Екатерины II, лубки «Как мыши кота хоронили», «Выбор невесты». 

«Капитанская дочка» неоднократно ставилась на театральных сценах. Посетители познакомятся с афишами и программами спектаклей Оренбургского драматического театра «Капитанская дочка» 1983 и 1999 гг., рецензиями на спектакль, фотографиями артистов: А.Жигаловой, А.Ф.Лещенко, З.Карпович, О.Бажанова, Н.Величко, К.Густырь, В.Антонова.

Неподдельный интерес вызовут материалы к фильмам «Капитанская дочка» (1928, 1958 гг.), «Русский бунт» (1999г), итальянскому фильму «Буря» (1958г) режиссера Альберто Латтуада, портрет которого представлен в коллекции. Авторы фильма 1928г. Избрали путь «исправления» исторических ошибок, якобы присущих пушкинскому произведению. Чтобы развенчать дворянского героя, в финале Гринева представили неудачливым любовником императрицы Екатерины II. Не менее интересными для гостей  станут фотографии фрагментов фильма «Русский бунт» (1999г), его режиссера Александра Прошкина, автора сценария фильма Станислава Говорухина, артистов – Сергея Маковецкого, Владимира Машкова и других. Завершают экспозицию материалы о лауреатах Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка».

Во втором зале почувствовать атмосферу путешествия А.С.Пушкина по оренбургской степи в 1833г. посетителям помогут карты Оренбургской губернии и пушкинского маршрута. Здесь выставлены оренбургские пейзажи. Изображая в «Капитанской дочке» события, происходившие в Белгородской крепости, писатель опирался на документальные и мемуарные свидетельства о боевых действиях Пугачева у прияицких крепостей, прежде всего у Рассыпной крепости. Он мастерски ввел эти реальные исторические свидетельства в ткань художественного произведения, придав ему жизненную достоверность. Гости музея познакомятся с историей крепостей Рассыпной, Нижнеозерной, Татищевой, Бердской, Оренбургской. Передают колорит эпохи костюмы уральских и оренбургских казачек, чертежи крепостей, рисунок крепости Нижнеозерной, выполненный А.С.Пушкиным.

Здесь можно увидеть «Евангелие», подаренное музею библиотекарем Л.М.Гусевой, икону, переданную атаманом Оренбургского отдельского казачьего общества Ю.П.Бельковым. Автор концепции музея - профессор А.В.Федорова - стремилась, чтобы экспозиция «как бы обступала посетителя», погружая его в атмосферу пугачевского времени, поэтому зал тесно изобилует экспонатами.

Создатели музея искали нестандартный подход для представления пушкинского произведения. Экспозиция «Степные народы» демонстрирует прошлое обитателей уральских степей – киргиз - кайсаков (казахов) и башкир. О жизни и обычаях кочевников рассказывают предметы быта, национальная одежда, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, редкие иллюстрации. Привлечет внимание посетителей скульптура сподвижника Е.Пугачева Салавата Юлаева.

Посетителям продемонстрируют  заячий тулуп, «подаренный» героем повести Петром Гриневым Емельяну Пугачеву. Они услышат историю хозяина степного умета, изображенного А.С.Пушкиным в «Капитанской дочке». Это – отставной солдат, пугачевец Степан Максимович Оболяев, который был содержателем Талового умета (постоялого двора) на дороге из Сызрани к Яицкому городку (в 40 верстах от него) в 1772 – 1773 гг.

Экспозиция передает неповторимый облик и особую атмосферу казачества – активного участника пугачевского восстания. Здесь представлены предметы интерьера дома яицкого казака конца XVIII в. – зеркало, ступа, лоскутное одеяло, рубель, прялка, рушник, а также казацкое военное снаряжение – нагайка, копье. На фотографиях потомков уральских и оренбургских казаков запечатлены очертания лиц «вольных» людей конца XVIII в.

Экспозиция, посвященная литературному персонажу Петру Гриневу, раскрывает мир пушкинских героев – простых людей, оказавшихся в водовороте бурных событий пугачевской войны. Карты Сибирской губернии, откуда выехал Гринев, бумажный змей имеют прямое отношение к детству героя. Среди иллюстраций особенно интересны сцены встреч Петра Гринева и Маши Мироновой. Посетители могут познакомиться и с текстом письма Петра Маше, приговору по делу лиц, привлеченных к следствию и суду в Москве вместе с Пугачевым и его ближайшими сподвижниками, реестром «что крадено у надворного советника Буткевича при хуторе в пригороде Заинске». О верном слуге Гринева Савельиче есть несколько иллюстраций известных художников. Среди них – копия рисунка П.П.Соколова «Савельич останавливает дуэль». Образ литературного героя раскрывает фотография куклы Савельича из спектакля «Капитанская дочка», поставленного на сцене Московского театра детской книги « Волшебная лампа».

Выделяется специальная экспозиция, где собраны материалы об Алексее Швабрине, прототипом которого был Михаил Иванович Шванвич – крестник императрицы Елизаветы Петровны, присягнувший на верность «Петру Третьему» и работавший в лагере повстанцев переводчиком. Здесь можно увидеть портрет В.К.Тредьяковского, указ Е. Пугачева на немецком языке, иллюстрации «Арест Гринева и Швабрина» художника Г.С. Дмитриевой, «Гринев и Швабрин перед судом» П.П.Соколова и др. Особый интерес вызывают документы, характеризующие сибирскую ссылку героя, среди которых  - фотография Тобольского Кремля.

Фильмы «Капитанская дочка» (1928 г., режиссер – Ю.Тарич; 1958г., режиссер – В.Каплуновский), «Русский бунт» (1999г., режиссер – А.Прошкин), «Прасковья Лупалова» (прототип «Капитанской дочки», 2008г.) можно увидеть в видеогостиной музея. Экранизация фильма «Капитанская дочка» 1958г., в котором снялись Олег Стриженов, Вячеслав Шалевич, Ия Арепина, получила приз «Золотой парус» на XII Международном фестивале в Локарно (Швейцария) в 1959г., дипломы на III и IV Международных кинофестивалях в Ванкувере и Монреале. Посетителям будет предложен документальный фильм о съемках «Капитанской дочки», полученный из Российского государственного архива кинофотодокументов. Фильм «Русский бунт» 1999г. (режиссер – А.Прошкин) был удостоен приза за лучшую мужскую роль, приза М.Таривердиева за лучшую музыку к фильму.

Гости музея могут посетить экспозиции «Церковь», «Мельница», «Колодец-журавль», «Пушка», «Дыба» и услышать рассказ о них.

Историко-литературный музей «Капитанская дочка» (автор проекта профессор А.В.Федорова) – это многофункциональный культурный центр для разнообразной научной, экспозиционной, концертной и педагогической работы, который вызовет несомненный интерес его посетителей.  В первую очередь, он предназначен для школьников и студентов Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Беляевского районов. Здесь молодежь получит прекрасную возможность прикоснуться к творчеству величайшего русского поэта.

Пройдем же по его тихим залам, неторопливо всмотримся во все портреты, книги, автографы, вещи, пришедшие из прошлого и рассказывающие нам о далеком времени, связанные с рождением повести «Капитанская дочка».


Источник:
Надршин, Ф. М. Оренбургский историко-литературный музей "Капитанская дочка"  [Электронный ресурс] : [сайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://orensau.ru/kafedry/865. - Загл. с экрана.





В этом разделе