Габдрахим Усман

(1752–1836) – башкирский и татарский писатель, поэт.

Разночтение имени: Утыз Имяни Габдрахим, Габдерахим Утыз Имяниаль-Булгари, Госман улы Габдрахим эль-Болгари. Полное имя писателя: Габдрахим ибн Усман ибн Сармаки ибн Крым аль-Булгари. Сам он употреблял сокращённый вариант этого имени: Габдрахим ибн Усман аль-Булгари, которое чаще всего встречается в его рукописях.

В разных источниках указываются разные даты жизни: в «Краткой литературной энциклопедии» указаны место и даты рождения и смерти так «1754, Янга-Кади (Утыз Имян) – 1834, деревня Тимаш Бугульминского уезда»; в труде Я. Г. Абдуллина «Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы)» указаны годы жизни: 1754–1815.

Габдрахим Утыз-Имяни (аль-Болгари) из тех видных писателей, чьё творчество отражает общие черты башкирской и татарской литератур XVIII–XIX вв. Он родился в деревне Утыз Имян (ныне деревня Новое Кадеево Черемшанского района Республики Татарстан). На этом основании татарские литературоведы называют его псевдоним – Утыз Имяни. Учился в медресе соседней деревни, потом – в медресе Каргалинской слободы, а в 1788 году вместе с семьёй поехал в Среднюю Азию. 

Получив образование в Бухаре, Г. Усман стал учителем и преподавал в Афганистане. По документам переписи населения за 1811, 1816, 1834 гг., Г. Усман – коренной башкир деревни Мрясево 7-го башкирского кантона. Часто наезжал в знаменитое в те годы медресе села Стерлибашево, некоторое время давал там уроки, общался с известным богословом ишаном Нигматуллой.

Значительная часть переписанных и оригинальных произведений Г. Усмана относятся к периоду его жизни в деревнях Мрясево и Стерлибашево. Писатель оставил значительное творческое наследие. Из почти ста его произведений известны ныне около шестидесяти, более половины которых – стихи. Другая часть – лингвистические, философские, морально-этические, религиозные труды. Произведения Г. Усмана написаны на арабском, персидском и тюркском языках. Он основательно изучил философию Востока, знал арабскую и персидско-таджикскую поэзию.

Его поэзия пронизана философией суфизма, в ней выражены мысли о необходимости честного служения обществу, о справедливости. В своих стихах он сосредотачивает внимание на сложности и противоречия бытия, неравенстве людей, которых разделяют богатство  и бедность, знания и невежество, человечность и жестокость. Известно, что за критические высказывания в адрес религиозных деятелей и высокого начальства поэт был заключён в тюрьму. Там он написал стихотворение «Письмо с чужбины» («Гурбат-наме»). Мысль о силе знания и просвещения составляет основу его сборников «Образованные люди этой эпохи» («Гавариф аз-заман»), «Тюркские бейты о достоинствах знания» («Абъят-и тюрки фи фазилат-и гилем»), «Назидания, очищающие мысль» («Танзих аль-афкар фи насихат аль-ахъяр»). Свои назидания Г. Усман облекает в яркие образы, нередко прибегает к сатире.

Писатель жил обычной крестьянской жизнью. Призывал изучать русский язык и обучать женщин грамоте. Габдрахим Усман умер в деревне Мрясево в 1836 году в возрасте 84 лет.

В 1898 году башкирский литератор Кашафетдин Шахимардан издал сборник стихов «Неотложное дело нашего времени» («Китаб-и Мухиммат аз-заман»), приписываемый Г. Усману.

 

Источники:

Абдуллин, Я. Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы) / Я. Г. Абдуллин ; АН СССР. Казанский филиал, Институт языковой литературы и истории им. Г. Ибрагимова. – Казань : Татарское кн. изд-во, 1976. – С. 24.

Адыгамов, Р. К. Богословское наследие Габдрахима Утыз-Имяни // История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе : учебное пособие. – Казань : Издательство ДУМ РТ, 2009. – С. 134–152.

Габдрахим Усман (1752–1836) // История литературы Урала. Конец XIV–XVIII в. / Институт истории и археологии УрО РАН ; редакторы: В. В. Блажес, Е. К. Созина. – М. : Языки славянской культуры, 2012. – С. 113–115.

Утыз Имяни // Краткая литературная энциклопедия / главный редактор А. А. Сурков. – Т. 5. – М. : Советская энциклопедия, 1968. – С. 855.

Утыз-Имяни // Литературный энциклопедический словарь / общая редакция В. М. Кожевников, П. А. Николаев. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 719.



Место пребывания : село Татарская Каргала.