Средневековый театр
В развитии западноевропейского средневекового театра, охватывающем десять веков, выделяются два периода: ранний (V—XI вв.) и зрелый (XII—XIV вв.). В этот период истории культуры все предыдущие завоевания театра были перечеркнуты. Светские театры прекратили свое существование. Театр считался ересью.
В Западной Европе в Средневековье театральное творчество распространялось бродячими актерами, во Франции это были трубадуры и труверы, в Германии — миннезингеры, в Англии — менестрели, в России — скоморохи, но следует сказать, что с XI в. их представления подвергались запретам со стороны православной церкви.
Одной из форм театра в ранний период Средневековья стала церковная драма.
Другой формой средневековых зрелищ стал миракль (от латинского — «чудо»), В новой форме воплотились религиозные воззрения общества. Главной идеей всех подобных театральных представлений было разрешение любых конфликтов чудесным образом, посредством вмешательства сверхъестественных сил.
Еще одной формой развития театра в средние века стало моралите. Моралите старалось освободиться от религиозных сюжетов, основным характерным элементом стал аллегоризм: пороки олицетворялись (и осуждались) в персонажах.
Одним из самых популярных зрелищ стал фарс (от лат. farsa — начинка), который возник из французских игр, известных еще в XII в., окончательно сформировался в XV в. в Италии и распространился по всей Европе.
Театр долго находился под запретом. Несмотря на это ставились импровизационные сценки, сохранялись традиционные элементы обрядовых представлений. Участь актеров Средневековья была тяжелой: их преследовали, проклинали и запрещали предавать земле после смерти.
В период Средневековья театр стал своего рода «библией для неграмотных», пересказывая библейские сюжеты. Театральные представления средневековья стали предтечей развития театра эпохи Возрождения.