АЛЕКСАНДР ДЮМА-ОТЕЦ

«Александр Дюма – человек контрастов, колоритный персонаж, существенная фигура XIX века, которая не оставляет равнодушными. Он в то же время плодовитый писатель, драматург, внимательный журналист, искусствовед, неутомимый путешественник, вечный любовник, гурман... На всех обедах и приёмах мы наслаждались его рассказами, его воодушевлением и его юмором. Его жизненный энтузиазм, его трудолюбие и его впечатляющая карьера завораживают. Редкий многогранный человек, жизнь его – роман...»

Виктор Гюго

 

Александр Дюма родился в 1802 году в Виллер-Котре. У его матери, Марии-Луизы Лабуре, дочери трактирщика и вдовы опального генерала, не было достаточных средств, чтобы отправить мальчика в хорошую школу. Да и ему больше нравилось проводить время на природе, нежели за учебниками.

Первые уроки письменности и чтения мальчик постигал под руководством матери и сестры. Мария-Луиза не оставляла попыток выхлопотать для сына стипендию на обучение в лицее. В итоге молодого человека устроили в колледж аббата Грегуара, где он и получал систематическое образование. После выпуска будущий литератор знал латынь, имел прекрасный почерк, был мастером каллиграфии. Благодаря этому Александр устроился помощником нотариуса, но работа его не увлекала.


pere


 

Подружившись с драматургом Адольфом де Лёвеном, юноша загорелся мечтами о жизни в Париже и театральной деятельности. В 21 год, не имея ни копейки, он уехал в столицу. Генерал Фуа, старый соратник отца Александра, помог молодому человеку устроиться писцом к герцогу Орлеанскому.

На новом месте литератор завёл много знакомых и друзей. Наконец получив стабильную работу, Александр Дюма мог заняться развитием писательских навыков. Чтобы компенсировать недостаточное образование, он много читал и часто ходил в театр.

На одном из спектаклей он случайно познакомился с писателем Шарлем Нодье. Вместе с Лёвеном, считавшим, что успеха проще добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь». Он был принят к постановке театром Амбигю. Позднее, узнав об истории убийства Джованни Мональдески и о шведской королеве Христине, Дюма решил написать на эту тему пьесу «Христина». Драма понравилась королевскому комиссару при «Комеди Франсез», однако против постановки возражала известная актриса мадемуазель Марс. В итоге «Христина» так и не появилась на сцене.

Дюма, которому надо было содержать мать и незаконнорождённого сына Александра, за два месяца написал пьесу на новую тему – драму в пяти актах «Генрих III и его двор». Актёры «Комеди Франсез» после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор попросили принять её к постановке вне очереди. Премьера прошла 10 февраля 1829 года с большим успехом.

С этого момента Дюма с головой погружается в писательство: романы, театральные пьесы, рассказы о путешествиях. Также он основал собственные газеты и издал кулинарный словарь. Свои усилия он объединил с молодым малоизвестным писателем и знатоком истории Огюстом Маке: тот придумывал сюжеты, а Дюма записывал их, добавляя собственные детали и направляя историю.

Пьесы молодого Дюма, принёсшие ему славу, не отличались художественным совершенством, но он как никто другой умел держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его персонажи, полные жизни и страсти, оказываются в самых невероятных ситуациях и не оставляют читателя равнодушным. Таков неповторимый стиль Дюма. Это имя на афишах театров означало большие сборы, а для некоторых драматургов Александр стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы. Однако ещё при жизни автора его пьесы начали выходить из моды и в итоге перестали ставиться в театрах.

Более долговечный успех сопутствовал романам Дюма, которые охватывают множество эпох и стран – от Римской империи времён Нерона («Актея», 1837 год) до современной ему России («Учитель фехтования», 1840 год, – роман о декабристах, запрещённый в николаевской России). Выделяются циклы произведений – о последних королях династии Валуа и их придворных, о мушкетёрах середины XVII века, о дворе Марии-Антуанетты (восемь книг), о наполеоновской Франции (не завершён). За всю жизнь писатель издал более трёхсот произведений. Романы Александра Дюма переведены на множество языков и продолжают служить материалом для многочисленных адаптаций, включая кинематографические.

В 1840-е и 1850-е годы Дюма работал в бешеном темпе. Поскольку платили ему построчно, каждый день из-под его пера выходило около 24 тысяч букв, или пятьсот строк свежего текста. Иногда у него в работе находилось одновременно несколько романов, которые печатались конкурирующими изданиями.

1850-е годы в творчестве Александра Дюма ознаменовались интересом к России и в особенности к творчеству Михаила Лермонтова. В своей газете «Мушкетёр» (выпускалась с 20 ноября 1853-го по 7 февраля 1857 года) Дюма напечатал перевод «Героя нашего времени» и лично перевёл на французский несколько лермонтовских стихотворений.

Александр Дюма-отец умер в 1870 году в возрасте 68 лет в доме своего сына.

Список литературы:

Дюма, А. Учитель фехтования ; Черный тюльпан / А. Дюма ; [составитель, автор вступительной статьи, с. 3-22, и примечаний М.С. Трескунова ; иллюстрации А.З. Иткина]. - Москва : Правда, 1984. - 448 с.

Дюма, А. Пьесы : перевод с французского / А. Дюма ; [составитель и редактор переводов А. Смирнова, вступ. статья и примеч. Н. Рыковой]. - Москва : Искусство, 1965. - 575 с.

 

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2024. ООУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.