Биография А.К Толстого

Толстой, Алексей Константинович [24. VIII (5. IX). 1817, Петербург,-28. IХ (10.Х). 1875, Красный Рог Мглинского уезда Черниговской губернии, ныне Почепского района Брянской области], граф, - русский писатель, поэт, драматург. С материнской сто­роны происходил из рода Ра­зумовских (прадед - послед­ний украинский гетман Кирилл Разу­мовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский). Отец- граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и её брата - писателя А. А. Пе­ровского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В конце 30-х - нач. 40-х гг. Алексей Толстой написал фантастические повести в стиле готического ро­мана и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встре­ча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публи­кация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский) - сочувственно встречена В.Г. Белинским. В 40-е гг. Алексей Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напе­чатанных позднее (в 50-60-е гг.); многие из них приобрели широ­кую популярность («Ко­локольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом ло­зы», «Курган», «Васи­лий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и дру­гие). В начале 50-х гг. Толстой сблизился с И.С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Со­временнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современ­ника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендую­щего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг.- главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы так называемого «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. освободительных, идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебря­ный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869; «Роман Галицкий», 187СХ; «Илья Муромец», 1871, и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, фило­софских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти осо­бенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.

Политические идеалы Толстого были своеобразны. Сам он счи­тал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества. Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиканов-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества. Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, Толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества. Бюрократизация государственного аппа­рата, неограниченность единодержавия царей представ­лялись Алексею Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой,- таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатлен­ными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., князь Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотво­рениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рас­судку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, напротив, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» бал­лады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к концу 60-х - нач. 70-х гг. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с тираном, получившую признание под влиянием твор­чества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Гроз­ного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драма­тического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом че­ловеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору; безвестный раб одерживает нравственную победу над тиранией и своим подвигом восстанав­ливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василии Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этичному подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнуздан­ного самовластья и террора и показывает пагубное влияние тирании на личность самого монарха и его окружение. Полемизируя с историками, связывавшими прогресс общества главным образом с развитием и укреплением сильной, централизованной правительств, власти, Толстой стремился показать, какой непоправимый ущерб нанес России произвол монарха, уничтожавшего честных, не­зависимых людей. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одарен­ные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебря­ный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х гг., в т. ч. традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь конца 16 - нач. 17 вв. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Рисуя трагедию трех царствований и изображая трех самодержцев: тираничного, одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердеч­ного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова, драматург подводит

читателя к выводу о враждебности логики государственной деятель­ности монарха принципам гуманности. В драматургии Толстой прямо откликался на политические события современ­ности: катастрофический «финал» тиранического правления Николая I и крах либеральных надежд в царствование Александра II. Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е гг. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либе­ральным декорумом и реакц. сущностью политического строя современной России. Полемика с революционной демократией отразилась в стихах «Порой веселой мая...», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторического явления, которые, как он считал, породили современную ему политическую систему. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чай­ковский, М. П. Мусоргский, А. Г. Рубинштейн, С. И. Та­неев и др.



В этом разделе