Главная » Писатели » Толстой Алексей Николаевич » БиографииБиография А. Н. Толстого![]() ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII. 1882 (10. I. 1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратов, обл., - 23. II. 1945, Москва] - русский советский писатель, общественный деятель АН СССР (с 1939). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Отец Толстого - граф Н. А. Толстой; мать - урожденная А. Л. Тургенева, детская писательница (А. Востром). Толстой вырос на степном хуторе Сосновка, под Самарой, принадлежавшем его отчиму А. А. Вострому (воспоминания о жизни в Сосновке откликнулись в повести «Детство Никиты»). Окончив Самарское реальное училище, Толстой в 1901 поступил в Петербургский технологический институт; участвовал в студенческих забастовках и демонстрациях. Однако демократические устремления молодого Толстого в эти годы были довольно смутными и неопределенными. В 1907, незадолго до защиты диплома, он оставил институт, решив посвятить себя литературе. В 1905 Алексей Николаевич Толстой впервые напечатал в провинциальных газетах несколько стихотворений в духе гражданской поэзии. В 1907 выпустил сборник стихов «Лирика», в котором сказалось влияние декадентства - результат сближения автора со столичной литературной средой. В 1908 в журнале «Нива» публикуется первый рассказ Толстого «Старая башня». Вслед за тем выходят сборник «Сорочьи сказки» (1910) и книга стихов «За синими реками» (1911), в которых Толстой обратился к разработке мотивов народного творчества. В 1909-1911 Толстой выступил с реалистическими рассказами и повестями из жизни разоряющегося поместного дворянства. Эти произведения - цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912) - принесли Толстому известность. Писатель создал в них сатирическую галерею вырождавшихся, морально опустившихся представителей усадебной среды (Мишука Налымов из «Заволжья», князь Краснопольский - герой «Хромого барина»). Уродливым и мрачным сторонам дворянской жизни Толстой противопоставляет тягу человека к здоровому и естественному чувству любви. Именно в любви некоторые его герои пытаются обрести путь к нравственному возрождению. Тем самым Толстой отталкивался от «моды времени», от изломанной эротики, бесстыдной арцыбашевщины, которыми увлекались тогда многие литераторы-декаденты. Первые же рассказы Толстого обратили на себя внимание М. Горького, который увидел в нем «...писателя, несомненно крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства» (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 142). Дооктябрьская «Правда» в статье «Возрождение реализма» (1914, 26 янв.) также дала положительную оценку творчеству молодого прозаика, отметив тесную связь его с реалистическим направлением в литературе. Продолжая традиции критического реализма 19 в., молодой Толстой учился мастерству у И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Н. В. Гоголя; воздействие последнего особенно сказалось в эти годы у Толстого в сатирической манере портретных характеристик. Уже тогда писатель обнаруживал стремление выйти к более широкому кругу изображаемых явлений: рассказы о людях городской среды, об интеллигенции («Фавн», 1912, «Без крыльев», 1914). Начавшаяся 1-я мировая война вносит новую струю в творчество Толстого. В 1914-16 как военный корреспондент газеты «Русские ведомости» он совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне (цикл «Письма с пути», рассказы «На горе», 1915; «Под водой», 1915; «Шарлота», 1915; «Прекрасная дама», 1916). Писателю в то время был не ясен империалистический характер войны. Его произведения, однако, включали в себя правдивые зарисовки военного быта, показывали скромное мужество и стойкость простых русских людей - солдат и офицеров. Пребывание на фронте помогло Толстому ближе соприкоснуться с жизнью, лучше увидеть русский народ. В результате он пришел к окончательному осуждению декадентства как явления беспочвенного и антинародного (рассказы «Ночные видения», «В гавани», неоконченный роман «Егор Абозов», 1915). В годы войны Толстой написал ряд пьес - комедию «Нечистая сила» (1916), разоблачающую хищничество капиталистических дельцов, пьесу «Касатка» (1916) о людях дворянско-усадебной среды. В 1917 появилась его комедия «Мракобесы» (первонач. «Горький цвет»), где образы «святого проходимца» старца Акилы и его окружения воспринимались как намеки на Г. Распутина и нравы придворной камарильи. Октябрьскую революцию Толстой сначала не понял, воспринял ее враждебно. На фоне больших событий 1917 писатель обращается к размышлениям о прошлом своей Родины, у него впервые появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», 1918; «День Петра», 1918). С 1918 Толстой - в эмиграции (Франция, затем Германия). В 1921-22, примыкая к сменовеховцам, сотрудничал в их органе «Накануне». В 1922 Толстой встречался в Германии с Горьким, с которым у него надолго установилась дружеская связь. В произведениях, написанных за рубежом, - автобиографической повести «Детство Никиты» (1920-22), в романе «Сестры» (1922, 2-я ред. 1925, первая часть трилогии «Хождение по мукам») - мысли писателя неизменно устремляются к Родине. Свидетельством резкого разрыва Толстого с эмигрантскими кругами явилось его «Открытое письмо Н. В. Чайковскому» (1922, 14 апр.), одному из видных деятелей белой эмиграции. В этом письме он называл Советскую власть единственной реальной силой, защищающей свободу русского народа и отстаивающей независимость русского государства. В 1923 Толстой возвратился в СССР. Последним произведением, написанным за рубежом, был опубликован в Советском Союзе роман «Аэлита» (1922-23), в котором успешно осуществлен опыт создания социального научно-фантастического романа, нарисованы живы» образы советских людей, бесстрашных первооткрывателей космоса. В творчестве Толстого 20-х и нач. 30-х гг. получила развитие тема критики капитализма: рассказы «Черная пятница» (1924), «Мираж» (1924), «Союз пяти» (1925), научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27). В романе «Черное золото» (1931. позднее под назв. «Эмигранты»), посвященном событиям 1919, раскрываются приемы политической игры империалистов, их авантюры и провокации, попытки задушить молодую Советскую республику. Осваивая советскую тематику, в частности тему Гражданской войны, Толстой пишет рассказы «Голубые города» (1925), «Завещание Афанасия Ивановича» (1928). «Гадюка» (1928), к которым примыкает сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), высмеивающий враждебное революции мещанство. Когда Толстой стал непосредственным участником строительства новой жизни, наиболее полно и широко развернулась его литературная деятельность. Перелом в мировоззрении определил его переход на позиции социалистического реализма. Среди написанного в послеоктябрьский период выделяется прежде всего монументальная трилогия Толстого - «Хождение по мукам», состоящая из романов «Сестры», «Восемнадцатый год» (1927-28), «Хмурое утро» (1940- 1941). В 1943 трилогия была удостоена Государственной премии СССР. «Хождение по мукам» - художественная летопись революции и Гражданской войны. Писатель передает бурное движение эпохи, напряженный драматизм социальной борьбы, умело сочетая изображение грандиозных событий народной жизни с глубоким раскрытием душевного мира, внутренней эволюции героев. Толстой показал себя знатоком человеческой души, продолжателем классических традиций русской литературы. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновленной социалистической Родины. Особенно сложна судьба Рощина, который лишь в итоге мучительного осознания своих заблуждений приходит к пониманию великой правды революции. Рисуя образы основных героев, писатель утверждал мысль о единении лучшей части интеллигенции с народом во имя борьбы за будущее. Мысль о величии Родины, чувство близости к ней составляют существенную сторону трилогии Толстого. Многие страницы ее полны глубокого лиризма. Характеризуя замысел своего произведения, Толстой указывал, что «...весь его пафос в постепенном развертывании революции, в ее непомерных трудностях, в том, что горсточка питерского пролетариата, руководимая „взрывом идей" Ленина, бросилась в кровавую кашу России, победила и организовала страну» (Собр. соч., т. 10, 1961, с. 107-08). В трилогии Толстой дал галерею представителей народной массы, героически борющейся на фронтах Гражданской войны, показал организующую роль Коммунистической партии, создал типичные образы коммунистов (И. Гора, Чугай и др.). Основная идея трилогии - «мир будет нами перестраиваться для добра» - определяет ее гуманистический и оптимистический характер. По эпичности тона повествования, масштабности образов, многоплановости композиции «Хождение по мукам» принадлежит к жанру романа-эпопеи, получившему особое развитие в литературе социалистического реализма. К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937), рисующая эпизоды обороны Царицына. Не менее значительным созданием Толстого является исторический роман «Петр I» (Гос. премия СССР, 1941), над которым он работал 16 лет (1 кн., 1929-30; 2 кн., 1933-34; 3 кн., незаконченная, 1944-45). Обращение к исторической теме обусловлено интересом Толстого к процессу формирования национального характера русского народа. Петровская эпоха, время преобразовательной ломки, по его словам, было одной из тех трагических и творческих эпох, когда «завязывался» этот характер. Роман, рисующий образ Петра I, явился в то же время эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов ее развития. Изображение крепнущей мощи Русского государства пронизано патриотической гордостью за свой народ. Если в более ранних произведениях из эпохи Петра (рассказ «День Петра», 1918, пьеса «На дыбе», 1929) Толстой показывал эпоху односторонне и неполно, то в романе он сумел дать правдивую и яркую картину прошлого. Работа над «Петром I», как указывал сам писатель, была для него прежде всего вхождением в историю «через современность, воспринимаемую марксистски». Толстой создал роман, знаменовавший успехи метода социалистического реализма в историческом жанре. В «Петре I» сказалось замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далекой старины. Язык повествования, близкий к народной речи, свободный от чрезмерной архаизации, тонко передает колорит эпохи. В работе над романом использован обширный круг исторических источников и документальных материалов. Среди них - фольклорные записи и старинные судебные акты 17-18 вв., так называемые материалы «Слова и дела», которые помогли писателю передать живые голоса ушедшей эпохи. 30-е гг. - время интенсивной литературной работы Толстого. Он пишет два варианта исторической пьесы «Петр I» (1934, 1938) и одноименный сценарий для кинофильма. Создает по мотивам итальянской повести книгу для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), выпускает сборник обработанных им русских народных сказок. Эти же годы характеризуются усилением обществ, деятельности Толстого: он часто выступает как талантливый публицист. На 1-м съезде советских писателей он делает доклад о драматургии. В ряде статей Толстой горячо выступал в защиту чистоты и выразительности русского литературного языка. В сер. 30-х гг. голос большого советского писателя и патриота, направленный в защиту мира и культуры, слышится с трибуны международных антифашистских конгрессов в Париже и Лондоне. В 1937 Толстой побывал в республике Испании, в осажденном фашистами Мадриде, где выступал на 2-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры с речью, разоблачающей фашистских агрессоров и подготовку новой мировой войны. «Мир - первое условие развития культуры»- так озаглавил писатель одно из своих выступлений (1937). Во время Великой Отечеств, войны патриотическая публицистика Толстого способствовала моральному вооружению советских людей, раскрывала подлинное лицо фашизма. Тема Родины проходит через множество выступлений Толстого тех лет. Одна из лучших его статей «Родина» (написанная к 7 ноября 1941) представляет собой полный глубокого чувства гимн в честь матери-Отчизны. К публицистике Толстого близки его «Рассказы Ивана Сударева» (1942-44), в которых показаны замечательные качества простых советских людей, проявившиеся в тяжелых испытаниях войны. В 1941-43 Толстой создает драматическую дилогию «Иван Грозный» (Гос. премия СССР, 1946), состоящую из пьес - «Орел и орлица» и «Трудные годы». В событиях 16 в. писатель стремился увидеть прежде всего пример проявления «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам, стойкой защиты своих рубежей. Ивана IV Толстой обрисовал как сильного, волевого правителя, сурово боровшегося за идею централизации государственной власти на Руси. При этом автору не удалось избежать идеализации личности царя; затушеванными оказались и мрачные, жестокие стороны опричнины. «Иван Грозный», тем не менее,- драма сильных страстей и напряженных конфликтов, драма высокого трагического пафоса, в которой образ главного героя представлен как характер крупный и художественно значительный. Дилогию отличают живость воссоздания картин русской старины, насыщенность диалогов, филигранность отделки стиля. Толстой прошел длительный и сложный творческий путь, заняв выдающееся место в русской советской литературе. Критика справедливо подчеркивает его особую роль в создании большой эпической формы в советской прозе, новаторство в области исторического жанра. Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творчества диапазона и огромной культуры, мастерски владевший богатствами русского языка, Толстой сумел завоевать всенародное признание. Его книги, издающиеся в СССР большими тиражами, пользуются известностью и за рубежом, они переведены почти на все основные языки стран Запада и Востока. В этом разделе
|