Биография А. Н. Толстого

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII. 1882 (10. I. 1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратов, обл., - 23. II. 1945, Москва] - русский советский писатель, общественный деятель АН СССР (с 1939). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Отец Толстого - граф Н. А. Толстой; мать - урожденная А. Л. Тургенева, детская писательница (А. Востром). Толстой вырос на степном хуторе Сосновка, под Самарой, принадлежавшем его отчиму А. А. Вост­рому (воспоминания о жизни в Сосновке откликнулись в повести «Детство Никиты»). Окончив Самарское реальное училище, Толстой в 1901 поступил в Петербургский технологический институт; участвовал в студенческих забастовках и де­монстрациях. Однако демократические устремления моло­дого Толстого в эти годы были довольно смутными и неопределенными. В 1907, незадолго до защиты диплома, он оставил институт, решив посвятить себя литературе.

В 1905 Алексей Николаевич Толстой впервые напечатал в провинциальных газетах несколько стихотворений в духе гражданской поэзии. В 1907 выпустил сборник стихов «Лирика», в котором сказалось влияние декадентства - результат сбли­жения автора со столичной литературной средой. В 1908 в журнале «Нива» публикуется первый рассказ Толстого «Старая башня». Вслед за тем выходят сборник «Сорочьи сказки» (1910) и книга стихов «За синими реками» (1911), в которых Толстой обратился к разработке мотивов народного творчества.

В 1909-1911 Толстой выступил с реалистическими рассказами и повес­тями из жизни разоряющегося поместного дворянства. Эти произведения - цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хро­мой барин» (1912) - принесли Толстому известность. Писа­тель создал в них сатирическую галерею вырождавшихся, морально опустившихся представителей усадебной сре­ды (Мишука Налымов из «Заволжья», князь Краснопольский - герой «Хромого барина»). Уродливым и мрачным сторонам дворянской жизни Толстой противопос­тавляет тягу человека к здоровому и естественному чувству любви. Именно в любви некоторые его герои пытаются обрести путь к нравственному возрождению. Тем самым Толстой отталкивался от «моды времени», от изломанной эроти­ки, бесстыдной арцыбашевщины, которыми увлекались тогда многие литераторы-декаденты.

Первые же рассказы Толстого обратили на себя внимание М. Горького, который увидел в нем «...писателя, несом­ненно крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложе­ние современного дворянства» (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 142). Дооктябрьская «Правда» в статье «Возрождение реализма» (1914, 26 янв.) также дала положительную оценку творчеству молодого прозаика, отметив тесную связь его с реалистическим направлением в литературе. Продолжая традиции критического реализма 19 в., молодой Толстой учился мастерству у И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Н. В. Го­голя; воздействие последнего особенно сказалось в эти годы у Толстого в сатирической манере портретных характеристик. Уже тогда писатель обнаруживал стремление выйти к более широкому кругу изображаемых явлений: рассказы о людях городской среды, об интеллигенции («Фавн», 1912, «Без крыльев», 1914).

Начавшаяся 1-я мировая война вносит новую струю в творчество Толстого. В 1914-16 как военный корреспондент газеты «Русские ведомости» он совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне (цикл «Письма с пути», рассказы «На горе», 1915; «Под водой», 1915; «Шарлота», 1915; «Прекрасная дама», 1916). Писателю в то время был не ясен импе­риалистический характер войны. Его произведения, однако, включали в себя правдивые зарисовки военного быта, показывали скромное мужество и стойкость простых русских людей - солдат и офицеров. Пребывание на фронте помогло Толстому ближе соприкоснуться с жизнью, лучше увидеть русский народ. В результате он пришел к окончательному осуждению декадентства как явления беспочвенного и антинародного (рассказы «Ночные видения», «В га­вани», неоконченный роман «Егор Абозов», 1915).

В годы войны Толстой написал ряд пьес - комедию «Не­чистая сила» (1916), разоблачающую хищничество капиталистических дельцов, пьесу «Касатка» (1916) о людях дворянско-усадебной среды. В 1917 появилась его комедия «Мракобесы» (первонач. «Горький цвет»), где образы «святого проходимца» старца Акилы и его окружения воспринимались как намеки на Г. Распутина и нравы придворной камарильи.

Октябрьскую революцию Толстой сначала не понял, вос­принял ее враждебно. На фоне больших событий 1917 писатель обращается к размышлениям о прошлом своей Родины, у него впервые появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», 1918; «День Петра», 1918). С 1918 Толстой - в эмиграции (Франция, затем Германия). В 1921-22, примыкая к сменовеховцам, сотрудничал в их органе «Накануне». В 1922 Толстой встречался в Гер­мании с Горьким, с которым у него надолго установилась дружеская связь. В произведениях, написанных за рубежом, - автобиографической повести «Детство Никиты» (1920-22), в романе «Сестры» (1922, 2-я ред. 1925, первая часть трилогии «Хождение по мукам») - мысли писателя неиз­менно устремляются к Родине. Свидетельством резкого разрыва Толстого с эмигрантскими кругами явилось его «Открытое письмо Н. В. Чайковскому» (1922, 14 апр.), одному из видных деятелей белой эмиграции. В этом письме он называл Советскую власть единственной реальной силой, защищающей свободу русского народа и отстаиваю­щей независимость русского государства. В 1923 Толстой возвратился в СССР. Последним произведением, написанным за рубежом, был опубликован в Советском Союзе роман «Аэлита» (1922-23), в котором успешно осуществлен опыт создания социаль­ного научно-фантастического романа, нарисованы живы» образы советских людей, бесстрашных первооткрывателей космоса.

В творчестве Толстого 20-х и нач. 30-х гг. получила разви­тие тема критики капитализма: рассказы «Черная пят­ница» (1924), «Мираж» (1924), «Союз пяти» (1925), научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Га­рина» (1925-27). В романе «Черное золото» (1931. позднее под назв. «Эмигранты»), посвященном событиям 1919, раскрываются приемы политической игры империалистов, их авантюры и провокации, попытки задушить молодую Советскую республику. Осваивая советскую тематику, в частности тему Гражданской войны, Толстой пишет рассказы «Голубые города» (1925), «Завещание Афанасия Ивановича» (1928). «Гадюка» (1928), к которым примыкает сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), высмеи­вающий враждебное революции мещанство.

Когда Толстой стал непосредственным участником строительства новой жизни, наиболее полно и широко развернулась его литературная деятельность. Перелом в мировоззрении опре­делил его переход на позиции социалистического реализма.

Среди написанного в послеоктябрьский период вы­деляется прежде всего монументальная трилогия Толстого - «Хождение по мукам», состоящая из романов «Сестры», «Восемнадцатый год» (1927-28), «Хмурое утро» (1940- 1941). В 1943 трилогия была удостоена Государственной премии СССР. «Хождение по мукам» - художественная летопись ре­волюции и Гражданской войны. Писатель передает бурное движение эпохи, напряженный драматизм со­циальной борьбы, умело сочетая изображение гранди­озных событий народной жиз­ни с глубоким раскры­тием душевного мира, внутренней эволюции героев. Толстой показал себя знато­ком человеческой души, про­должателем классических тра­диций русской литературы. Герои трилогии - интеллиген­ты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путя­ми идут к приятию об­новленной социалистической Родины. Особенно слож­на судьба Рощина, который лишь в итоге мучитель­ного осознания своих заблуждений приходит к пониманию великой правды революции. Ри­суя образы основных героев, писатель утверждал мысль о единении луч­шей части интеллиген­ции с народом во имя борьбы за будущее. Мысль о величии Родины, чувство близости к ней составляют существенную сторону трилогии Толстого. Многие стра­ницы ее полны глубокого лиризма. Характеризуя замысел своего произведения, Толстой указывал, что «...весь его пафос в постепенном развертывании революции, в ее непомерных трудностях, в том, что горсточка питерского пролетариата, руководимая „взрывом идей" Ленина, бросилась в кровавую кашу России, победила и орга­низовала страну» (Собр. соч., т. 10, 1961, с. 107-08). В трилогии Толстой дал галерею представителей народной массы, героически борющейся на фронтах Гражданской войны, показал организующую роль Коммунистической партии, создал типичные образы коммунистов (И. Гора, Чугай и др.). Основная идея трилогии - «мир будет нами перестраивать­ся для добра» - определяет ее гуманистический и оптимистический характер. По эпичности тона повествования, мас­штабности образов, многоплановости композиции «Хож­дение по мукам» принадлежит к жанру романа-эпопеи, получившему особое развитие в литературе социалистического реализма. К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937), рисующая эпизоды обороны Царицына.

Не менее значительным созданием Толстого является исто­рический  роман «Петр I» (Гос. премия СССР, 1941), над которым он работал 16 лет (1 кн., 1929-30; 2 кн., 1933-34; 3 кн., незаконченная, 1944-45). Обращение к исторической теме обусловлено интересом Толстого к процессу формирова­ния национального характера русского народа. Петровская эпоха, время преобразовательной ломки, по его словам, было одной из тех трагических и творческих эпох, когда «завязывался» этот характер. Роман, рисующий образ Петра I, явился в то же время эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов ее развития. Изображение крепнущей мощи Русского государства пронизано патриотической гордостью за свой народ. Если в более ранних произведениях из эпохи Петра (рассказ «День Петра», 1918, пьеса «На дыбе», 1929) Толстой показывал эпоху одно­сторонне и неполно, то в романе он сумел дать правди­вую и яркую картину прошлого. Работа над «Петром I», как указывал сам писатель, была для него прежде всего вхождением в историю «через современность, воспринимаемую марксистски». Толстой создал роман, зна­меновавший успехи метода социалистического реализма в историческом жанре. В «Петре I» сказалось замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далекой старины. Язык повествования, близкий к народной речи, свободный от чрезмерной архаизации, тонко передает колорит эпохи. В работе над романом использован обширный круг исторических источников и документальных материалов. Среди них - фольклорные записи и ста­ринные судебные акты 17-18 вв., так называемые материалы «Слова и дела», которые помогли писателю передать живые голоса ушедшей эпохи.

30-е гг. - время интенсивной литературной работы Толстого. Он пишет два варианта исторической пьесы «Петр I» (1934, 1938) и одноименный сценарий для кинофильма. Создает по мотивам итальянской повести книгу для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), выпускает сборник обработанных им русских народных сказок. Эти же годы харак­теризуются усилением обществ, деятельности Толстого: он часто выступает как талантливый публицист. На 1-м съезде советских писателей он делает доклад о драматургии. В ряде статей Толстой горячо выступал в защиту чистоты и выразительности русского литературного языка. В сер. 30-х гг. голос большого советского писателя и патриота, направленный в защиту мира и культуры, слышится с трибуны международных антифашистских конгрессов в Париже и Лондоне. В 1937 Толстой побывал в республике Испании, в осажденном фа­шистами Мадриде, где выступал на 2-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры с речью, разоблачающей фашистских агрессоров и подготовку новой мировой войны. «Мир - первое условие разви­тия культуры»- так озаглавил писатель одно из своих выступлений (1937).

Во время Великой Отечеств, войны патриотическая пуб­лицистика Толстого способствовала моральному вооружению советских людей, раскрывала подлинное лицо фашизма. Тема Родины проходит через множество выступлений Толстого тех лет. Одна из лучших его статей «Родина» (написанная к 7 ноября 1941) представляет собой полный глубо­кого чувства гимн в честь матери-Отчизны. К публи­цистике Толстого близки его «Рассказы Ивана Сударева» (1942-44), в которых показаны замечательные качества простых советских людей, проявившиеся в тяжелых испытаниях войны. В 1941-43 Толстой создает драматическую дилогию «Иван Грозный» (Гос. премия СССР, 1946), состоящую из пьес - «Орел и орлица» и «Трудные годы». В событиях 16 в. писатель стремился увидеть прежде всего пример проявления «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам, стойкой защиты своих рубежей. Ивана IV Толстой обрисовал как сильного, волевого прави­теля, сурово боровшегося за идею централизации государственной власти на Руси. При этом автору не удалось избежать идеализации личности царя; затушеванными оказались и мрачные, жестокие стороны опричнины. «Иван Грозный», тем не менее,- драма сильных страстей и напряженных конфликтов, драма высокого трагического пафоса, в которой образ главного героя представлен как харак­тер крупный и художественно значительный. Дилогию отличают живость воссоздания картин русской старины, насыщенность диалогов, филигранность отделки стиля.

Толстой прошел длительный и сложный творческий путь, заняв выдающееся место в русской советской литературе. Критика справедливо подчеркивает его особую роль в создании большой эпической формы в советской прозе, новаторство в об­ласти исторического жанра. Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творчества диапазона и огромной культуры, мастерски владевший богатствами русского языка, Толстой сумел завоевать всенародное признание. Его книги, издающиеся в СССР большими тиражами, пользуются известностью и за рубежом, они переведены почти на все основные языки стран Запада и Востока.     



В этом разделе