Главная » Писатели » Файзи Мирхайдар (Файзуллин Мирхайдар Мустафович) » БиографииБиография М. М. Файзи![]() Файзи (Фәйзи) (Файзуллин) Мирхайдар Мустафович (19.10.1891, д. Кукшелово Орского уезда Оренбургской губернии — 9.7.1928, поселок Баймак Зилаирского кантона Башкирской АССР), драматург. В 1902-04 гг. учился в медресе города Орск, в 1904-07 гг. — в медресе «Хусаиния» (г. Оренбург). С 1907 года жил в Орске, выступал в период, печати со статьями, посвященными, проблемам образования, в 1912-27 гг. собирал фольклорные произведения, изучал этнографию татар. С 1914 г. в Орске занимался культурно-просветительской работой (библиотекарь, руководитель самодеятельного театра, музыкант, сотрудник газеты «Кызыл Урал» и др.). В 1910-е гг. Файзи написал несколько одноактных пьес, стихи и баиты, которые впоследствии были включены в сборники «Минем шигырьләрем» («Мои стихи», 1912), «Яшь күңел» («Молодая душа», 1913). Файзи оставался верен традициям творчества, с одной стороны, Г. Тукая, С. Рамеева, М. Гафури, с другой — Ш. Бабича, С. Сунчелея и других. Его поэзия отличалась многообразием мотивов: романтикой любви, природы, искусства проникнуты стихотворения «Табигать манзарасы» («Панорама природы», 1912), «Чәчәкләр җыры» («Песня цветов», 1912), «Җәйге төн» («Летняя ночь», 1915); социальные контрасты показаны в стихотворениях «Фәрештә» («Ангел», 1912), «Мөнбәр вә мендәр» («Трибуна и подушка», 1912). Тема деревни ярко проявилась в стихотворениях «Илем» («Родина моя», 1915), «Юлык» (1919) и других. В произведениях, посвященным проблемам жизни и смерти, судьбе человека, переживания лирического героя переданы посредством художественных средств, характерных для импрессионизма, экзистенциализма и модернизма: «Үткән вакыт» («Прошедшее время, или Всё в прошлом», 1910), «Рәхәт кайда?» («Где хорошо?», 1912), «Соңгы теләк» («Последнее желание», 1912), «Үз иркемә куй» («Позволь мне самому...», 1912) и другие. Ведущим жанром творчества Файзи является драматургия. Комедии «Ике Хәсән» («Два Хасана», 1909), «Яшьләр алдатмый-лар» («Молодёжь не проведёшь», 1912), мелодрамы «Кызганыч» («Жалкая»), «Тәкъдирнең шаяруы» («Гримасы судьбы», обе — 1913) отражают конфликт «отцов и детей», трактуют любовь как силу, над которой не властны никакие преграды. В 1913-16 гг. в творчестве Файзи центральное место занимает деревенский быт, пьесы насыщены этнографическими и фольклорными элементами. В ткань произведений он ввёл татар, народные песни, которые стали лирическим лейтмотивом действия. В музыкальной комедии «Авыл б әйрәме» («Деревенский праздник», 1915) богато представлены этнография и фольклор татарского народа, в этом произведении впервые сделана попытка использования песни. Но особенно ярко музыкальное начало проявилось в пьесе «Галиябану» (1916; постановка 1918). Беззаветная и чистая любовь Галиябану и Халила противостоит жестокому и коварному Исмагилу, подкупившему отца девушки. Конфликт заканчивается гибелью Халила. Драма героев пьесы обличает царившие в татарском обществеве феодально-патриархальные порядки. Напряжённые отношения между героями, драматические ситуации тесно переплетаются с песнями, в которых воспевается любовь. Пьеса положила начало новому жанру в татарском сценическом искусстве — музыкальной драме. Г. Ибрагимов отмечал, что Файзи удалось органично объединить действие и музыку, и это усилило эмоциональную выразительность, народность его пьес. Музыка в них была не просто фоном, а важным компонентом действия. После 1917 г. творчество Файзи претерпевает значительные изменения. Происходившие в стране события (Гражданская война, социальное строительство, коллективизация) оказали существенное влияние на мировоззрение Файзи. В пьесах «Урал суы буенда» («У реки Урал», 1917), «Асылъяр» («Возлюбленная», 1920; постановка 1924), «Ак калфак» («Белый калфак», 1923; постановка 1925) показаны не только первые ростки новой жизни в деревне, но и любовь представителей различных социальных слоёв. Отражая общественно-политические и классовые противоречия эпохи, в пьесах «Кызыл йолдыз» («Красная звезда», 1923), «Адашкан күңел» («Заблудшая душа», 1923; постановка 1924), «Кәкре каен» («Кривая берёза», 1923), «Коммунага» («В коммуну», 1924) и другие. Он остаётся верен своим гуманистическим взглядам. Файзи – автор пьес и рассказов для детей. Перевел на татарский язык пьесы К.В. Лукашевича, Н.А. Соловьева-Несмелова. В 1991 г. В селе Шуда Балтасинского района открыт музей-усадьба драматурга. Источник:
Файзи Мирхайдар Мустафович // Татарская энциклопедия : в 6 т. Т. 6 / гл. ред. А. М. Мазгаров - Казань : Ин-т татарской энциклопедии, 2014. - С. 76-77.
В этом разделе
|