Главная » Писатели » Д » Биографии

Биография Д. Джабаева

(16 (28) февраля 1846, Семиречье, ныне Алматинская область – 22 июня 1945, Алма-Ата) – казахский народный поэт-акын.

 

Родился в семье бедняка-кочевника. С юных лет пел под домбру и сказывал всевозможные сказки, эпос («Утеген-батыр», «Суранши-батыр»), предания, знал массу пословиц, поэтических назиданий. Искусству импровизации учился у извест-ного акына Суюмбая. Излюбленным жанром акына были песни, главным образом обличительные. Богачи-баи, волостные управители, аульные старшины осуждались в них за скупость, спесь, взятки, сутяжничество, праздность («Про Манкэ», «Мамбету», «Шалтабаю», «К Кали», «Сяту» и др.).

 

Центральное место в дореволюционном творчестве Джамбула занимал айтыс — поэтический спор акынов. После победы над акыном Кулмамбетом в 1881 г.  Д. Джабаев победил в айтысах видных акынов XIX–XX вв.: Сарбаса, Досмагамбета, Шашубая. Эти победы прославили его на все Семиречье. Слава обгоняла его в Киргизии, где, по обычаю акынов, разъезжая по аулам, он побывал несколько раз. В айтысах, как и в обличительных песнях, защищал интересы народа и осуждал казахскую знать, царских чиновников. Из произведений дооктябрьского периода до нас дошло в устной передаче самого акына и его учеников несколько десятков песенных импровизаций: «Жалоба» («Шагым»), «Акыну Жанису («Жаныс акынга»), «Погоня» («Кугын»), «Доля бедняка» («Кедей куйi»), «Завещание», «Черный указ» («Зiлдi буйрык»), «Песня гневного сердца», «Собака бая Кадырбая» и др. Дошли также варианты эпосов «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр», сказки – «Хан и акын», «Сказка о лентяе», айтысы и др.

 

Импровизаторское искусство Джамбула было тесно связано с современностью: темы и образы ему подсказывала сама жизнь и чаяния казахского народа. В 1917 г. Д. Джабаеву минуло 70 лет. Революция дала ему новые творческие силы. «Я переродился, – вспоминал акын в своей «Автобиографии», – стал петь с большим жаром и охотой». Его песни вросли в новый быт казахского аула. Колхозники Каракастека, одноаульцы слышали песни Д. Джабаева во время уборки урожая, на летних пастбищах. Акын пел на собраниях и митингах. Его поэтическое слово звучало призывно.

 

Произведения Д. Джабаева были переведены (П. Кузнецовым, К. Алтайским, М. Тарловским и др.) на русский язык и другие языки народов СССР. Вышли сборники стихов акына. Его песни получили всесоюзное признание. Он побывал в Москве, совершил путешествие на Кавказ. Перед ним открылись широкие пути творчества и деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета Казахской ССР (с 1938), членом СП. Весной 1941 ему была присуждена Государственная  премия СССР за общеизвестное поэтическое произведение. Д. Джабаев откликался на все значительные события политической, хозяйственной и культурной жизни страны: беспосадочные перелёты, открытие новых школ, столетие со дня гибели А. С. Пушкина, съезд животноводов и т. д.

 

Популярны песни «Съезду большевиков», «Десятому съезду», «Речь депутата Джамбула Джабаева при открытии первой сессии Верховного Совета Казахской ССР», «Песня о жизни» (импровизированное выступление на пленуме СП Грузии, посвященное 750-летию поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), «Алатау», «Советский Союз» («Совет Одагы»).

 

В годы Великой Отечественной войны Д. Джабаев своим талантом помогал борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. Широкую известность получили его песни, призывавшие к защите Родины, выражавшие уверенность в победе: «Москве», «Ленинградцы, дети мои!», «На смерть сына» и др. Образы коммунистической партии, образ советского народа и самого акына – народного слуги и певца – встают в песнях Джамбула Джабаева, они эпичны, высокоидейны, отличаются искусством большого художественного обобщения. Но есть у акына произведения, где он, под влиянием культа личности, непомерно возвеличивал И. В. Сталина.

 

Песнетворчество Д. Джабаева отличается разнообразием форм и жанров. Здесь – традиции размышления (толгау), поэтические обращения (арнаулы сёз), песни славы (мактау), песни, оплакивающие ушедших из жизни (жоктау). Все они проникнуты большим общественным содержанием, новым строем чувств советского человека. Акын создал и новые жанровые формы (их вслед за ним развивают казахские акыны) – стихотворные речи, песенные выступления с трибуны, являющиеся разновидностью импровизированных песенных обращений к народу. Сочетая устные формы с литературными, он выработал свою новую поэтическую манеру. Её отличает психологическая насыщенность, конкретность и реалистичность изображения общественной жизни и природы, задушевность и эпическая простота повествования. Так, в «Застольной песне» («Дастархан жыры») он называет Кремль очагом Родины, имея в виду очаг, устраиваемый обычно в центре юрты; Казахстан, ставший союзной республикой, поэт именует «отау» – юртой молодожёнов, вновь образовавшейся семьи и т. д. Джабаев обновляет устно-поэтическую традицию, обращается к опыту письменной литературы, своим путём идёт к социалистическому реализму. Его поэма «Моя жизнь» – крупный шаг вперёд в развитии казах, эпоса. В ней даны реалистические картины двух эпох жизни казахов.

 

Полгода не дожил Д. Джабаев до своего столетия. Он похоронен в родном ауле, и на его могиле воздвигнут мавзолей. Дом его превращён в литературно-мемориальный музей (ныне в селе Жамбыл Жамбылского района Алматинской области). Именем Д. Джабаева назван город Аулие-Ата, центр Джамбулской области Казахстана, наименованной также в честь акына. Песни и поэмы его переведены почти на все языки народов СССР. Акына знают и любят за рубежом. Его песни читают в Китае, Чехословакии, Болгарии, Испании – в 26 странах всех континентов.

 

Источник: Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти т. Т. 2 : Гаврилюк – Зюльфигар Ширвани / гл. ред. А. А. Сурков. – М. : Сов. энциклопедия, 1964. – С. 638–639.



В этом разделе