Главная » Писатели » Сейфуллина Лидия Николаевна » БиографииБиография Л.Н. Сейфуллиной![]() Сейфуллина Лидия Николаевна [22.3(3.4).1889, поселок Варламово Оренбургской губернии - 25.4.1954, Москва] - прозаик, драматург. Отец - татарин, принявший православие, окончил Оренбургскую духовную семинарию, стал священником. В юности Сейфуллина была библиотекарем, сельской учительницей, актрисой, играла на любительской и профессиональной сцене, видя главный свой долг в просвещении народа. Убежденная сторонница Февральской революции, она редактирует эсеровскую газету «Борьба». Ее мировоззрение складывалось и под влиянием мужа - талантливого прозаика и критика В. Правдухина. Оба разделяли программу партии социалистов-революционеров, выступали против советской власти, ликвидировавшей земские управы - «неокрепшее деревце народного самоуправления», по мнению Сейфуллиной. Во время Гражданской войны заявила о разрыве с эсерами. Переехав в Челябинск, ведет многообразную просветительскую деятельность, отдается журналистике, ее пьеса «Егоркина жизнь» идет в местном театре. Окончив в Москве Высшие педагогические курсы, переезжает в Новосибирск, работает в Сибгосиздате, участвует в создании журнала «Сибирские огни», где публикует повести и рассказы: «Правонарушители» и «Перегной» (оба - 1922), «Александр Македонский» (1923). По приглашению А. Воронского Сейфуллина с мужем переезжают в Москву. Столичные журналы печатают ее повести «Виринея» (1924), «Каин-кабак» (1926) и другие произведения. В 1925 вместе с Правдухиным инсценирует «Виринею» (в 60-е гг. по ее мотивам будет создана опера, поставлен кинофильм). В произведениях Сейфуллиной отображена та противоречивость последствий Октябрьской революции, какая и поныне не утратила своего исторического и нравственного значения. В «Правонарушителях» беспризорники, собранные в коммуну, возрождаются к новой жизни. Но что она будет собой представлять, если подростки, подражая губчека, увлеченно играют в расстрел? Беспощадность социально-классовых борений распаляется сверху и яростно подхватывается низами. Люди, исконно связанные с землей, возжаждали крови. Герой «Перегноя» Софрон, нашедший, как казалось ему, правду, вступает в кровавую круговерть - и гибнут от его руки люди, погибает он сам, вспарывают живот его жене, неродившегося младенца бросают свиньям. Пробуждается не столько сознание, сколько «звериная кровь». Всем суждено стать перегноем. Сейфуллина писала о жертвах, но верила, что кровь не напрасна. Писательница разделяла идеализм романтиков революции, их почти детскую надежду на грядущее царство справедливости. Но многие ее герои становились мертвыми при первых же шагах к нему. Юродствующий пророк из «Виринеи» Магара «замаялся... с богом», вознамерился сам вступиться за народ. И - погиб, бросившись в одиночку на казачий разъезд. Безотчетный бунт сближает Магару с Виринеей, которая «против бога возлютовала». Но если Магара - чудак, то Виринея - чужак. Магаре прощали любые выходки, Виринее же спуску не давали, охаивали за добро, за смело брошенные слова правды. Она может сорваться в отчаянную гульбу, а может и полюбить большевика, вернувшегося с фронта, в котором ее подкупают непосредственность и прямота. Беременность Виринея восприняла как высшую награду за все муки. А следом ее настигла высшая кара. Казаки, поджидавшие Виринею, холодно рассчитали: сама придет к новорожденному: материнское молоко приведет. Святой инстинкт материнства используется в борьбе, не признающей ничего святого. Повесть «Каин-кабак» по-своему развенчивает стихийное начало в человеке. Григорий Алибаев способен к небывалому взлету, подвигу, однако не гарантирован от падений. Он словно бы сливается со временем на стадии крутой ломки прежних порядков; уйдя в партизаны, он расходится с ними, едва наступает час созидания. Алибаеву достает ума понять собственное роковое одиночество, но не хватает практичности, необходимой для новых дней. Он добился победы во многих схватках, но потерпел поражение, когда отпала нужда в его лихом бесстрашии. Теперь он никому не нужен, кроме оборотистой, прибравшей его к рукам Клавочки. «Алибаев сильно огрузнел. Память у него тоже будто жиром затянуло». Этой повестью Сейфуллина как бы завершила свои тревожные раздумья о бунтарской натуре, вовлеченной в водоворот истории и выброшенной на отмель. Постепенно в ее творчестве смягчаются стилистические перепады, выверенность языка сопутствует зрелости психологического анализа. Драма талантливого художника, связавшего свою судьбу с революцией, стала темой следующих произведений Сейфуллиной. В рассказе «Гибель» писатель Ярославцев, удачно дебютировавший, ставший столичной знаменитостью, уныло выясняет отношения с женой и любовницей, пьет, ощущая творческое бессилие, и кончает самоубийством. Герой пьесы «Попутчики» (1933) писатель Шевелев, в отличие от Ярославцева, воспламеняется было надеждой на возрождение, но терпят крах его принципы и верования. В стенаниях Шевелева проскальзывает болезненный авторский голос: «Что делать писателю? Эх, удавиться, что ли? ...Искусство без трагедии немыслимо». Но и эти сомнения атакуются со всех сторон: против них и бойкие читательницы-комсомолки, и приспособленцы из писательского цеха. Шевелев (как и Сейфуллина) числится в «попутчиках», т.е. в сочувствующих советской власти, но крайне ненадежных, нуждающихся в контроле и наставлениях. Шевелев вызывает сострадание, но не надежду. Его беда - в губительном для художника отказе от своих ценностей. Честно стремясь постичь происходящее, Сейфуллина и сама уступала навязываемым воззрениям на искусство. Идеализация стихии, свойственная ей прежде, подталкивала теперь к идеализации тоталитарных устоев. Парадоксальность здесь мнимая: безбрежный бунт нередко венчается нивелированием личности. Это же подтверждала и действительность, где человек все более уподоблялся лагерной пыли. Один за другим исчезали в тюрьме ее друзья. Тяжелый удар нанес развод с Правдухиным, а затем арест. Сейфуллина была в отчаянии, близка к самоубийству. Но, преодолевая душевное смятение, насилуя себя, утверждала веру в правильность свершающегося. Пьеса «Наташа» (1937) славила счастье молодой колхозницы. Батрацкая дочь в ней чувствует себя полновластной хозяйкой жизни. Эта пьеса, где ходульность брала верх над мастерством и талантом, привлекла Вс. Мейерхольда, решившего отметить ею юбилей Октября. На репетициях он усиливал оптимистическую тональность реплик, добиваясь от сценографа ярких красок, солнечного света. Два художника, искренне поверивших в революцию, пытались держаться за свою веру. Трагизм их судеб (над Мейерхольдом уже витал тюремной расправы, над Сейфуллиной - призрак творческого бесплодия) не имел общего с тем, что должно было вершиться на сцене, где переливались алые полотнища. Премьера не состоялась - театр был закрыт, Мейерхольд арестован. Пьеса же подверглась разгрому за недостаточное соответствие канону. Интерес читателей и издательств к Сейфуллиной угасал, но она упорно продолжала работать. Особенно напряженно в годы Великой Отечественной войны - очерки, рассказы, небольшие пьесы. Несколько лет отдала драме «Сын», прочитала ее вахтанговцам. В тщетных попытках соответствовать новым веяниям, Сейфуллина под нажимом редакторов переписывает свои ранние произведения, явно их ухудшая. Особенно пагубно это сказалось на последнем прижизненном издании – книге «Повести и рассказы» (1953). Незадолго до смерти, больная, она предприняла поездку в Сибирь, где пролетела молодость, было счастье, откуда пришли ее незабываемые герои.
Источник: Сейфуллина Лидия Николаевна // Русские писатели 20 века : биогр. слов. / гл. ред. и сост. П.А. Николаев. - М. : Большая Рос. Энцикл. : Рандеву-АМ, 2000. – С. 626-627. В этом разделе
|