Биография Н.Г. Гарина-Михайловского

ГАРИН Н. (псевдоним, настоящее имя – Николай Георгиевич Михайловский)

(1852-1906)


Родился в Петербурге в семье военного, учился в Ришельевской гимназии в Одессе. Окончил Институт путей сообщения в Петербурге в 1878 г., работал на строительстве крупнейших железных дорог, в том числе Сибирской, проявил себя талантливым инженером.

Увлекшись народничеством, в начале 80-х годов поселился в деревне и занялся социальным реформатор-ством, пытаясь доказать жизненность "общинного быта" в своем имении в Самарской губернии. Результаты этого опыта, окончившегося неудачей, Гарин описал в своих первых очерках "Несколько лет в деревне" (1892). Разочаровавшись в народничестве, начал сотрудничать в марксистских изданиях (1896-1897, 1906), помогал партии большевиков деньгами, хотя сам в революционной деятельности не участвовал. Выступил в литературе как реалист и демократ. В рассказах 90-х годов отразил процесс расслоения деревни, позже изобразил техни-ческую интеллигенцию и рабочих, проводя идею необходимости рационального устроения жизни.

Наиболее значительным произведением Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная Горьким как «це-лая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликована  посмертно, 1907). Она посвящена судьбам молодого поколенияи «переломного времени», тревожившим писателя, связывавшего с ним представления о «новых людях», преобразователях жизни. В тетралогии писатель попытался дать ответ на вопрос, горячо обсуждавшийся прогрессивной публицистикой и беллетристикой конца 80-х-начала 90-х годов: в чем причина низкого умственного и нравственного развития молодежи, ее практической и теоретической неподготовленности к реальной полезной деятельности, в чем корни инертности, отсутствия прочных связей с жизнью, живых интересов и общественных стремлений?

Основное содержание повестей – изображение того, как в условиях современного писателю социального строя, под влиянием порожденной им порочной системы школьного и семейного воспитания уродуется и калечится человеческая личность, как постепенно вытравляются и искажаются в ней присущие натуре ребенка положительные качества, как, наконец, формируются те самые безыдейные и безвольные люди без определенной жизненной цели, без "путеводной звезды", обилию которых поражалось общество, их же породившее. Таким рефлектирующим интеллигентом является центральный герой тетралогии Артемий Карташев. Стержень всех частей тетралогии составляет трудный путь героя к неясному еще идеалу. Карташев соединяет в себе нрав-ственную тревогу, мечту о правде, стихийный демократизм и действенность натуры, ищущей непременного, реального, истинного воплощения идеала. Следование любому из предуказанных временем и обществом путей сделало бы из Карташева ординарного обывателя, послушное орудие существующего порядка. Его спасли крити-ческий ум, ощущение живой жизни, природная жажда справедливости. Он не приемлет официозную мертвенность патриотизма отца, социальную ограниченность человеколюбия матери, отталкивающую пустоту и казенность гимназического образования. Полученное воспитание не дало ему понять, как реально любить народ и признать за ним право на равенство и свободу. Революционеры научили Карташева критически относиться к окружающему и самому искать ответы на сложные вопросы.

Революционеры-народники привлекали его нравственной чистотой, готовностью за свои идеалы пожертвовать жизнью, но для самого героя характерно осознание невозможности соединить альтруистические народнические идеи с реальной повседневной жизнью, с возможностью непосредственно влиять на ход истории. Гарин нарисовал действенный характер, рожденный новой эпохой. В литературе рубежа веков все чаще появлялись образы инженеров, понимающих необходимость технизации России как способа преодоления социальной отсталости страны. В повестях продолжена традиция распространенного в русской классической литературе жанра семейной хроники и художественной автобиографии. Гарин наследует традиции Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова, их умение передать «диалектику души» героя, интерес к его внутреннему миру, формированию характера.

    Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и «Вокруг света» (1902), в которых писатель-демократ с большой симпатией писал о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, разоблачал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898 г., находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В начале 900-х годов сбли-зился с A.M. Горьким и сотрудничал в издательстве «Знание». В 1904 г. опубликовано документальное произведение «Война. Дневник очевидца».



  Источник: Русские детские писатели ХХ века : биобибл. слов. – М. : Флинта, Наука, 1987. – С. 116–118.



В этом разделе