Биография П.П. Свиньина

Свиньин Павел Петрович [8 (19).6.1788, сельцо Ефремове Галичского уезда Костромской губернии  —  9(21).4. 1839, Петербург; похоронен в некрополе Александро-Невской лавры], прозаик, журналист, очеркист, историк; художник, коллекционер.


Отец, Пётр Никитич, — отставной лейтенант флота, небогатый костромской  помещик; мать — Екатерина Юрьевна (урожденная Лермонтова, сестра деда М. Ю. Лермонтова). Старшему брату — Петру Свинъину — Свиньин  обязан связями в аристократическом мире и среди высшей бюрократии.
С 1800 г. учился в Московском университетском благородном пансионе, окончил с серебряной  медалью, овладел французским  и английским языками; испытал большое влияние преподавателя русской сло-весности, литератора М. Н. Баккаревича — поклонника поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, не чуждого сентиментализму Н.М. Карамзина и всего выше ценившего в литературе мотивы гражданственности и патриотизма. Во время учебы вошел в литературное общество А. А. Прокоповича-Антонского; в пансионском сборнике «Утренняя заря» состоялся его литературный дебют — перевод с французского эссе «Сократ перед смертию» (1803, кн. 2).


В 1805 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел актуариу-сом, состоял секретарем канцлера А. Р. Воронцова, посещая одновременно занятия в Академии  художеств.  С июня 1806 г. в должности переводчика отправлен для иностранной переписки к главнокомандующему Средиземноморской эскадрой Д. Н. Сенявину. За участие в сражении при о. Тенедосе получил в 1808 г. орден Св. Владимира 4-й степени. Впечатления от морского плавания нашли отражение в «Воспоминаниях на флоте», написанных не без влияния «Писем русского путешественника» Карамзина.


Во время службы на флоте познакомился с И. Каподистрией (будущий греческий государственный деятель; в 1809-27  гг. на русской дипломатической службе), оказавшим, по свидетельству Свиньина, сильнейшее влияние на его жизнь. Каподистрия предложил Свиньину совершить путешествие по Аттике: он опишет путешествие, а Свиньин проиллюстрирует описание. Идея не осуществилась из-за «политических обстоятельств».


С августа 1811 г. Свиньин секретарь российского генерального консула в Филадельфии. Согласно инструкции Свиньин должен был «за границей прежде всего ... снискать уважение общества, дабы создать самое благоприятное мнение о своей нации». Он установил связи с деятелями культуры и науки в Северо-Американских Штатах, сотрудничал в американской  печати (журнал «Портофолио»). В 1811-13 гг., путешествуя по Северо-американским штатам (на север до штата Мэн и на юг до Виргинии), сделал множество акварельных зарисовок.


В исполнение своей программы Свиньин  издал книгу «Sketches of  Moscow and St.-Petersbourg» [«Очерки Москвы и Санкт-Петербурга»] (1813; переиздана в Лондоне в 1814 г. под названием «Sketches of  Russia») с собственными рисунками, целью которых было «хотя поверхностное, но верное понятие о России в Новом Свете, наполненном славою Наполеона и жаждавшем узнать о народе, ниспровергшем сего дивного исполина» («Картины России...», с. XI). М.Т. Каченовский в «Вестнике Европы» положительно оценил книгу, отметив, правда, наличие неточностей. Успех «Очерков...» за рубежом укрепил Свиньина в мысли принять на себя культурную миссию ознакомления иностранцев с Россией и России с иностранцами (нравами, обычаями, традициями, характерами народов, историческими и бытовыми достопримечательностями, техническими достижениями).


В июне 1813 г. направлен в Германию для сопровождения французского генерала Ж. В. Моро, сражавшегося против Наполеона на стороне русских.
После гибели Моро под Дрезденом Свиньин послан дипкурьером в Лондон с высочайшими соболезнованиями и пенсией для семьи покойного. Возвратившись в Россию в конце 1813г., в 1814 г. вновь был отправлен в Лондон; вернулся в том же году.


Еще во время пребывания в САШ опубликовал статью «Наблюдения русского в Америке» и «Отрывок из журнала путешествия моего в Америку» (обе - 1812), а вернувшись из Европы, продолжил американскую тематику в «Сыне отечества»: «Взгляд на республику Соединенных американских областей», «Наблюдения русского в Америке. Описание стимбота (парового судна)» (1814), «Ниагарский водопад» (1815). В 1815 г.  издал книгу «Опыт живописного путешествия по Северной Америке», вызвавшую интерес у современников. А. И. Тургенев в письме к П. А Вяземскому от 20 ноября 1818 г. Статьи о САШ Свиньин печатал и позднее: «Торговые сношения России с Соединенными американскими областями и взгляд на генеральную торговлю последних» (1820), «Наблюдения русского в Америке. Взгляд на свободные художества...» (1829).


В 1815 г. Свиньин по предложению председателя Комитета министров Н. И. Салтыкова послан для обозрения и описания Бессарабской области; его сопровождал молдавский писатель К. Стамати. Превысив свои полномочия, Свиньин  вступил в конфликт с местными властями, за что в июне 1816 г. был отозван, а его действия расследовал министр полиции. Результатом поездок по Бессарабии стали очерки: «Естественное описание Бессарабской области» (там же) — «первое и наиболее обстоятельное описание Бессарабии в русской печати», знакомившее публику с историей и культурой недавно присоединенного к России края; «Митрополия в Кишиневе...» (1821); «Воспоминания в степях Бессарабских» (1821- 1823). Они дали повод для насмешек современников  (А. С. Пушкина, Ф.    Раевского) из-за курьезных ошибок, в них.


С 1817 г. вновь числился по Коллегии иностранных дел (в отставку вы-шел «за слабостию здоровья» в 1824 г. с чином статского советника; определен почетным членом Оружейной палаты). Попытки вернуться на службу — обращение в 1826 г. к Николаю I и А.С. Шишков, в 1828 г. к А. А. Закревскому, в 1834 к Д. Н. Блудову -  успехом не увенчались.


Свиньин  путешествовал и занимался журналистикой. Уже в середине 10-х гг. он наметил те направления своей деятельности, которыми занимался в дальнейшем: описание собственных путешествий, русских талантливых людей, преимущественно самоучек, исторические публикации и очерки, беллетристика. Свиньин обрел немалую известность; критика отмечала, что «слог его прост, легок, приятен, иногда возвышен и силен, но всегда соответствует материи». В 1816 г. принят в петербургскую  «Беседу любителей русского слова» и Вольное общество любителей российской словесности (почетный  член) и в Общество любителей российской словесности при Московском университете.


В те же годы Свиньин начинает издание «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»; в 1818 издает журнал «Пантеон славных российских мужей», в значительной мере заполняя его своими воспоминаниями, статьями и публикациями исторических  материалов. В 1818 - выпустил два сборника «Отечественные  записки», состоявшие преимущественно из его статей и очерков; в мае  1820 г. преобразовал их в одноименный  ежемесячный журнал.
Свиньин избрал уникальную роль художника-писателя: местности, где он путешествовал, описывал не только пером, но и зарисовывал, свои поездки называл «живописными путешествиями».


В отличие от других журналов того времени, адресованных не специалистам, а широкой публике, Свиньин заполнял свое издание не стихами, прозой и рецензиями, а историческими  публикациями, этнографическим  описанием местностей России, путевыми очерками. Немало места отдавалось описанию «русских самородков» — людей из крестьянской, мещанской, и купеческой среды, проявивших себя в науке, технике и искусстве; постоянно публиковались материалы об отечественных художниках, выставках, коллекциях живописи. Важным разделом журнала стала переписка издателя с провинциальными корреспондентами: он сообщал о новостях столичной жизни, а они - о событиях и исторических находках в различных регионах.


Свиньин  привлек к сотрудничеству ряд известных историков и литературных деятелей: А. С. Шишков, А. Ф. Малиновский, А. И. Михайловский-Данилевский, М.П. Погодин, И М. Снегирёв, Д. В. Давыдов, К. Ф. Рылеев, митрополит Евгений (Болховитинов), А. О. Корнилович, М.Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, П. М. Строев, А. П. Крюков, Г. И. Спасский. Он одним из первых стал публиковать Н. Полевого, который в дальнейшем помнил об этом и поддерживал с ним дружеские отношения. Много печатался в «Отечественных записках» Б. М. Фёдоров, во время отсутствия Свиньина в Петербурге замещавший его в качестве редактора. В журнале Свиньина состоялся дебют Н. В. Гоголя в качестве прозаика («Бисаврюк, или Вечер на-кануне Ивана Купала» — 1830); Свиньин содействовал его переориентации на этнографическое и фольклорное изображение Малороссии. «Отечественные записки» стали одним из первых, если не первым опытом создания исторического и этнографо-статистического русского журнала.


В непосредственной связи с журналом находились собирательская деятельность Свиньина и его путешествия по стране. Они давали ему ценный материал и позволяли привлекать авторов из провинции, а журнал обеспечивал его средствами для поездок и коллекционирования. В течение 10 лет Свиньин объездил большую часть России (кроме Восточной Сибири и Дальнего Востока). Результаты поездок отразились в многочисленных путевых очерках, опубликованных преимущественно в «Отечественных записках».


В 1823 г. он совершил плавание по Волге, в 1824 г. - в Оренбургский край («Картина Оренбурга и его окрестностей» — 1828, № 99; «Посещение Илецкой защиты в 1824 году» - 1825, № 63, 64). В 1825 г. осматривал древние памятники в Калуге, Туле, Воронеже, Киеве, Чернигове, Смоленске; посетил Керчь, Севастополь, Одессу, а в 1827 г. - Прибалтику и Псков. В 1828 г.  совершил поездку на Север России. Временами Свиньин печатался и в «Северной пчеле»: «Письмо к Булгарину» (о Воронцове и Черноморском флоте) – 1825, 12 сентября ; «Письмо к О. М. С(омову)» (о дворце Петра Великого в Нарве) - 1827, 23 июля: «Выписка из письма...» (о Соловецком монастыре) - 1828, 21, 23 авг.; и др.


Путевой очерк Свиньина обычно разнороден и по содержанию, и по стилистике; довольно сухо написанные фрагменты о природных условиях местности, о статистике и экономике региона сочетаются с эмоциональными описаниями исторических памятников, пробуждающих у автора воспоминания о событиях, происходивших здесь, и размышления о славном прошлом, о знаменитых деятелях российской истории. При этом, под влиянием эмоций, повествователь местами впадает в преувеличения, нередко комичные, а также допускает фактические ошибки и неточности, которые тщательно фиксировались современниками. Н. Полевой, хорошо знавший Свиньина, пояснял в некрологе: «Недостаток ученого образования, иногда поспешность, иногда добродушие, иногда даже излишняя резкость к предмету увлекали П. П. в ошибки».


Тем не менее в целом и публика, и литераторы положительно относились к деятельности Свиньина. Хотя Свиньин  неустанно проповедо-вал «патриотические» взгляды, вступил в «Беседу...» и публиковал в «Отечественные записки» Шишкова, однако ни идеологически, ни сти-листически он не был архаистом — постоянно подчеркивал ключевую роль Петра Первого в российской  истории, а в литературе ориентировался на сентиментализм и с 1821 г. в течение долгих лет поддерживал дружескую переписку с И. И. Дмитриевым.


Разделяя в целом распространенные в России просветительские взгляды и ориентацию на Запад, он стремился доказать, что Россия и русские не хуже западных стран и их жителей и имеют право занять почетное место среди просвещенных народов.


Придерживаясь традиционных монархических убеждений, он вместе с тем разделял универсалистские гуманные установки своего времени. Полагая, что «истинное щастие состоит не в почестях, титлах и богатстве, но в познании Бога, теплой вере, чистой совести и трудолюбии», он в 1811г. вступил в масонскую ложу «Петра к истине», занимался бла-готворительностью, отпустил на свободу часть своих крестьян, а в журнале много писал о талантах и способностях русского простонародья, косвенно побуждая к мысли о необходимости дать волю крестьянам.


С 1819 г. Свиньин, намереваясь «составить Русскую школу», начинает собирать «Русский музеум», следуя, по-видимому, призыву историка и библиографа Ф. П. Аделунга, опубликовавшего «Предложение об учреждении русского национального  музея». В состав «музеума» вошли картины, рисунки и скульптуры русских художников и скульпторов (в т.ч. О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Тропинина, А. Г. Венецианова. Ф. И. Шубина, И. П. Мартоса. М. И. Козловского), рукописи (Екатерины II, А. В. Суворова, М. В. Ломоносова и др.), старинные книги, коллекции миниатюр, медалей и других знаков отличия. В 1828-1829 гг. подавал проекты об учреждении Российского отечественного музея, но получал отказы. Выступил одним из инициаторов создания в 1821 г.  Общества поощрения художников, стал одним из первых русских художественных критиков: систематически освещал в «Отечественных  записках» выставки, писал о коллекциях, отмечал успехи русских художников.


Много сил отдавал поиску и поддержке талантливых выходцев из народа: изобретателей, художников и поэтов-самоучек — Е. И. Алипанова, И. С. Сибирякова, Ф. И. Слепушкина. «Я ... горжусь, что подарил Отечеству С. П. Власова, И.А. Гребенщикова, Слепушкина, Тропинина, Е.А. и М. E. Черепановых, Полякова, наслаждаюсь мыслию, что без моего ничтожного ободрения, люди сии ... остались бы в прежнем ничтожестве, в совершенной неизвестности»,  - утверждал Свиньин.
Поддерживая знакомство с широким кругом литераторов, устраивал «обеды», на которых совместно присутствовали Пушкин, Булгарин, Грибоедов, Н. Полевой, Н. И. Греч. В то же время Свиньин обладал определенным легкомыслием и безответственностью, раздражавшими и отталкивавшими других литераторов. Нередко он бывал склонен к бахвальству и самозванству.


Преувеличения, завиральность и некоторая бестолковость давали богатый материал для насмешек журналистов-соперников, и к середине 20-х гг. Свиньину была создана репутация человека недалекого (к нему прилепилась кличка «Павлушка — медный лоб» — фраза из эпиграммы А. Е. Измайлова «Пусть Павлушка — медный лоб...»), лгуна и квасного пат-риота, поддерживаемая целым рядом памфлетов и эпиграмм: памфлеты Булгарина «Извозчик-метафизик» и «Свидание Зерова с самоучкою, или Разговор о всякой всячине» и анонима «Норманский всезнай, или Приключения маркиза N***», басня Измайлова «Лгун» (1824), «детская сказка» Пушкина «Маленький лжец», 38-я строфа «Дома сумасшедших» А. Ф. Воейкова, «Сатира на современных поэтов» О. М. Сомова (1823) и др.
Вероятно, на негативной репутации Свиньина в какой-то мере сказался сервилизм, проявленный им в очерке «Поездка в Грузино» (СО, 1818, № 39-40), где панегирически описывалось имение А. А. Аракчеева. О нем даже ходили слухи как о «шпионе высшей полиции». К 40 годам Свиньин решает обзавестись семьей и осесть на одном месте; в конце 1828 г. он вступил в брак с Надеждой Ап. Майковой (1803— 1857), дочерью литератора и директора петербургских театров А. А. Майкова.


Свиньин попытался заработать публикацией романов (вошедших в моду после успеха «Ивана Выжигина» Булгарина в 1829 г.). В начале в Москве был напечатан под именем Свиньина «нравственно-сатирический роман» «Торжество воспитания, или Исправленный супруг». Однако в про-дажу он поступил только через два месяца, с перепечатанным титульным листом: без указания автора и с новым названием «Ягуб Скупалов, или Исправленный муж». Имеются свидетельства, что автором этого романа был А. К. Бошняк, земляк, однокашник и сослуживец Свиньина. Вполне возможно, что «вклад» Свиньина сводился,как у него нередко бывало, к редактуре и небольшим дополнениям. В письме цензору П. И. Гаевскому он утверждал: издатель Ширяев «без позволения моего вставил мое имя и притом дал заглавие моему роману не то, которое я хотел». Показательно, что, презентуя в 1832 г. Уварову свой роман «Шемякин суд», Свиньин называет его своим «первенцем», т.о. игнорируя «Ягуба Скупалова».


Роман написан в форме писем — жанре, характерном для литературы 1810-х гг. (к этому времени приурочено и действие романа), причем в переписке участвуют все герои — чувствительные образованные девицы, добродетельные благородные герои с говорящими фамилиями (Любосердов, Прямосудов, Храбрин) и «невежественные» провинциальные дворяне, в т. ч. и Егуп [так в тексте!] Скупалов. О его «исправлении» лишь сообщается в заключении (видимо, как и предисловие, написанном самим Свиньиным), рисующем благополучное завершение жизненных (и любовных) линий основных персонажей. Так достигается нравствственная цель романа — «торжество воспитания», приравненное к торжеству доб-родетели. Более правдоподобно изображены картины быта и нравов провинциального дворянства.
Пренебрежительно отнеслись современники и к роману «Шемякин суд, или Последнее междоусобие князей русских» -  попытке создать исторический роман из русской истории 15 в. (эпохи становления «единодержавия»), с подлинными историческими лицами. В его построении автор ориентируется на М. Н. Загоскина, значительное место занимают авантюрные приключения, но книга перегружена этнографическими и географическими деталями, пересказами исторических документов; характеры героев одномерны, несмотря на заявленную в обращении к чита-телям их «противоречивость».
Негативно был встречен роман Свиньина «Ермак, или Покорение Сибири».
В. М. Строев считал, что роман является неудачным подражанием Загоскину, а автор искажает ист. характеры. О. И. Сенковский находил в «бессвязном романе» «примеры ужасного слога ... дурного литературного тона ... неточности общих сведений, сбивчивости рассказа, противоречий; примеры худого создания повести ... и прочая». Однако, по Кюхельбекеру, еще в начале ссылки относившемуся к Свиньину по-пушкински насмешливо, роман оказался «не совсем вздор и не совсем хорош: скачки огромные; есть, однако, места недурные».
В конце 1820-х гг. Свиньин написал комедию в стихах «Светский быт, или Сын и гражданин по моде», где довольно прямолинейно, с опорой на многочисленные аналогичные опыты, высмеивались незнание русскими России, приверженность к французскому языку и ко всему иностранному и проводились излюбленные идеи автора о бессмысленности механического перенесения на русскую почву заруб, достижений и норм. В 1832 г. Свиньин предпринимал попытки поставить комедию на сцене, но цели не достиг.


В 1839 г. в альманахе «Сто русскух литераторов» Свиньин поместил «драматическое представление» «Александр Данилович Меньшиков». По мнению Булгарина, «как драма, эта пиеса много бы выиграла, если б имела более жизни, движения, страстей и менее посторонних речей и рассуждений; но как исторический очерк эпохи ... это статья с большим достоинством»; Белинский же считал, что пьеса «показывает, как мало может сделать посредственность и из такого содержания, из какого трудно не сделать чего-нибудь хорошего». Ставить пьесу было запрещено.
Время от времени Свиньин печатал в «Северной  пчеле» фрагменты «Живописного путешествия по России»: «Галич в древнем и новом виде» (1831) ; «Взгляд на разного рода собрания, касаюшиеся до наук, изящных искусств и древностей, находящиеся в Риге, Митаве и Ревеле» (1832); «Палаты царевича Димитрия Иоанновича в Угличе» (1838) и публиковал разного рода исторические материалы.


Работа над планируемой 6-томной «Историей Петра Великого» шла медленно. Изложение концепции книги, базирующейся на положении, что «все великое, все прекрасное, все полезное в нашем отечестве — основано, заведено или указано Великим Петром», дано в статье «Письмо П. П. Свиньина к его превосходительству А. И. Михайловскому-Данилевскому об Истории Петра Великого, им составляемой».  В 1833 г. он представил рукопись книги в Российской академии и был избран ее членом. Однако хлопоты об издании ни к чему не привели; опубликована была только глава «Нарвская битва».
В начале 1838 г. подал прошение о возобновлении издания «Отечественных запаписок» и, получив санкцию царя, вскоре сдал журнал в аренду на 5 лет А. А. Краевскому (за 5 тыс. рублей в год).
«Живописные путешествия» Свиньина по России и САШ остались незавершенными, а из книги «Картины России и быт разноплеменных ее народов» (в нее вошли многие из ранее опубликованных статей и многочисленные рисунки-иллюстрации) вышел только 1-й том. Предыстория издания изложена в статье Свиньина «Анахронизм Ф. В. Булгарина». Сам том выпущен после смерти автора, скоропостижно скончавшегося от апоплексического удара.

Источник: Свиньин Павел Петрович // Русские писатели. 1800 – 1917 : биограф. словарь: т. 5: П - С / гл. ред. П.А. Николаев. - М. : Большая Рос. энцикл., 2007. – С. 519-524.



В этом разделе