Главная » Писатели » Д » Биографии

Биография Д. Джабаева

ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ [16(28). II. 1846, Семиречье, Алмаатинская и Джамбульская обл.,— 22. VI. 1945, г. Алма-Ата] — казахcкий народный поэт-акын.

Родился в семье бедняка-кочевника. С юных лет пел под домбру и сказывал всевозмож­ные сказки, эпос («Утеген-батыр», «Суранши-батыр»), пре­дания, знал массу пословиц, поэтических назиданий. Искусству импровизации учился у извест­ного акына Суюмбая. Излюб­ленным жанром акына были песни, главным образом обличительные.

Богачи-баи, волостные упра­вители, аульные старшины осуждались в них за скупость, спесь, взятки, сутяжничество, праздность(«Про Манкэ», «Мамбету», «Шалтабаю», «К Кали», «Сяту» и др.).

Центральное место в дореволюционном творчестве Джамбула занимал айтыс — поэтический спор акынов. После победы над акыном Кулмамбетом в 1881 г.  Д. Джабаев победил в айтысах видных акынов 19 — 20 вв.: Сарбаса, Досмагамбета, Шашубая. Эти победы прославили его на все Семиречье. Слава обгоняла его в Киргизии, где, по обычаю акынов, разъезжая по аулам, он побывал несколько раз.

В айтысах, как и в обличительных песнях, защищал интересы народа и осуждал казахскую знать, царских чиновников. Из произведений дооктябрьского периода до нас дошло в устной передаче самого акына и его учеников несколько десятков песенных импровизаций: «Жалоба» («Шагым»), «Акыну Жанису («Жаныс акынга»), «Погоня» («Кугын»), «Доля бедняка» («Кедей куйi»), «Завещание», «Черный указ» («Зiлдi буйрык»), «Песня гневного сердца», «Собака бая Кадырбая» и др. Дощли также варианты эпосов «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр», сказки — «Хан и акын», «Сказка о лентяе», айтысы и др.

Импровизаторское искусство Джамбула было тесно связано с современностью: темы и образы ему подсказывала сама жизнь и чаяния казахского народа. В 1917 г. Д. Джабаеву минуло 70 лет. Революция дала ему новые творческие силы. «Я переродился,— вспоминал акын в своей «Автобиографии»,— стал петь с большим жаром и охотой».

Его песни вросли в новый быт казахского аула. Колхозники Каракастека, одноаульцы слышали песни Д. Джабаева во время уборки урожая, на летних пастбищах. Акын пел на собраниях и митингах. Его поэтическое слово звучало призывно.

Произведения Д. Джабаева были переведены (П. Кузнецовым, К. Алтайским, М. Тарловским и др.) на русский язык и  другие языки народов СССР. Вышли сборники стихов акына. Его песни получили всесоюзное признание.  Он побывал в Москве, совершил путешествие на Кавказ. Перед ним открылись широкие пути творчества и  деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета Казах. ССР (с 1938), членом СП. Весной 1941ему была присуждена Государственная  премия СССР за общеизвестное поэтическое произв. Д. Джабаев откликался на все значительные собы­тия политической, хозяйственной и культурной жизни страны: бес­посадочные перелеты, открытие новых школ, столетие со дня гибели А. С. Пушкина, съезд животноводов и т.д.

Популярны песни «Съезду большевиков», «Десято­му съезду», «Речь депутата Джамбула Джабаева при открытии первой сессии Верховного Совета Казахской ССР», «Песня о жизни» (импровизи­рованное выступление на пленуме СП Грузии, посвященное 750-летию поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шку­ре»), «Алатау», «Совет­ский Союз» («Совет Одагы»).

В годы Великой Отечественной войны Д. Джабаев своим талантом помогал борьбе советского народа с фа­шистскими захватчиками. Широкую известность полу­чили его песни, призы­вавшие к защите Родины, выражавшие уверен­ность в победе: «Москве», «Ленин­градцы, дети мои!», «На смерть сына» и др.

Образы Коммунистической партии, образ советского народа и самого акына — народного слуги и певца — встают в песнях Джамбула Джабаева. Образы партии эпичны, высокоидейны, отличаются искусством большого художественного обобщения. Но есть у акына произведения, где он, под влия­нием культа личности, непомерно возвеличивал И. В. Сталина.

Песнетворчество Д. Джабаева отличается разнообразием форм и жанров. Здесь — традиции размышления (толгау), поэтические обращения (арнаулы сёз), песни славы (мактау), песни, оплакивающие ушедших из жизни (жоктау). Все они проникнуты большим общественным содержанием, новым строем чувств советского человека. Акын создал и новые жанровые формы (их вслед за ним развивают казахские акыны) — стихотворные речи, песенные выступления с трибуны, являющиеся разно­видностью импровизированных песенных обращений к народу. Сочетая устные формы с литературными, он выработал свою новую поэтическую манеру. Ее отличает психологическая насыщенность, конкретность и реалистич­ность изображения общественной жизни и природы, заду­шевность и эпическая простота повествования. Образы его зримы и как бы осязаемы. Так, в «Застольной песне» («Дастархан жыры») он называет Кремль очагом Ро­дины, имея в виду очаг, устраиваемый обычно в центре юрты; Казахстан, ставший союзной республикой, поэт именует «отау» — юртой молодоженов, вновь образовавшейся семьи и т. д. Д. Джабаев обновляет устно-поэтическую традицию, обращается к опыту письменной литературы, своим путем идет к социалистическому реализму. Его поэма «Моя жизнь»— крупный шаг вперед в развитии казах, эпоса. В ней даны реалистические картины двух эпох жизни казахов.

Полгода не дожил Д. Джабаев до своего столетия.

Он похоронен в родном ауле, и на его могиле воз­двигнут мавзолей. Дом его превращен в литературно-мемориаль­ный музей. Именем Д. Джабаева назван город Аулие-Ата, центр Джамбулской области Казахстана, наименованной также в честь акына. Песни и поэмы его переведены почти на все языки народов СССР. Акына знают и любят за рубежом. Его песни читают в Китае, Че­хословакии, Болгарии, Испании — в 26 странах всех континентов.

 

 

Источник: Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти т. Т. 2 : Гаврилюк - Зюльфигар Ширвани / гл. ред. А.А. Сурков. – М. : Сов. энциклопедия, 1964. – С. 638-639. 



В этом разделе