Виртуальная выставка «Агата Кристи»

Агата Кристи – королева детектива.

« Ты не знаешь, можешь ты или нет, пока не попробуешь».

                                                                                                         Агата Кристи                

А все-таки – что она сделала для детективного жанра? Почему ее назвали «королева детектива»? Великие мастера, классики детектива были и до нее – Эдгар По, Гилберт Кит Честертон, ее любимый Конан Дойль. И классический канон детектива к ее времени уже сложился: миражная интрига, обилие улик, умный преступник, еще более проницательный сыщик, его спутник-профан… У Агаты Кристи преобладает вполне традиционная схема, а по части, скажем, тонкости фабулы и выразительности персонажей она существенно уступает тому же Честертону с его отцом Брауном

Лейтмотивом ее творчества служит главенство закона, торжество разума, защита прав и свобод всех представителей общества. Красной линией через ее творчество проходит «идея Немезиды», справедливого правосудия. Также писательница отдавала предпочтение описанию бытовых сторон и традиционных английских устоев. Ее произведения отличаются пронзительной простотой, тем самым завоевывают доверие и признание со стороны читателей.

Восхищает особый стиль написания Агаты Кристи. Она сумела сохранить в своих книгах правила и нормы детективного жанра, при этом привнесла в них свою индивидуальность. Стремление А. Кристи выйти за жесткие рамки жанра проявилось уже в романе «Убийство Роджера Экройда» (1926), в котором убийцей оказался сам повествователь, что категорически запрещалось строгими правилами детективистики. И критики, и коллеги А. Кристи, да и просто любители детектива, все вместе восстали против нарушения устоявшихся канонов. Г. Анджапаридзе писал: «Разумеется, нарушать правила, когда их все тщательно соблюдают, означало навлечь на себя упрёки. Но, с другой стороны, литературные правила всё-таки допускают (а порой даже требуют), чтобы их время от времени нарушали, особенно в детективе, которому всегда угрожает опасность чересчур уж формализоваться» .

Колин Ватсон, известный критик творчества Агаты Кристи, отвечая на вопрос, что же было особенного в этих книгах, удовлетворяющих читательский вкус среднего класса и в основном людей среднего возраста, писал: «Прежде всего, надо отметить, что с точки зрения среднего посетителя библиотеки они представляли собой «хорошее чтение». Книги были написаны правильным, простым, понятным языком. Их сюжеты, хотя довольно бесхитростны, тем не менее, не столь утомительно изощрённы и не слишком отягощены техническими и эзотерическими подробностями. Избегая оскорбительных и спорных моментов, автор делает замечания, касающиеся человеческой натуры, но делает их так ненавязчиво и запросто, что у читателя создаётся впечатление, что он сам ответил на некоторые философские вопросы. Так после высказывания Пуаро: «Жизнь, как поезд. Она двигается вперёд». Мы словно слышим читательское эхо: «Чёрт, как верно»!».

Часто к произведениям А. Кристи применяют термин " cosy "(удобный, уютный), поскольку, по замечанию К. Ватсона, А. Кристи руководствуется принципом, что «присутствие жестокости среди нас, обыкновенных, уважаемых людей, - более шокирующий и более удачный литературный приём, чем изображение зла в необычной или мистической обстановке». Того же мнения придерживается М. Тугушева, которая утверждает, что общим эпиграфом ко всем романам А. Кристи могут стать слова детективного персонажа романов А. Конан Дойла - знаменитого Холмса: «Вот вы смотрите на эти рассеянные вдоль дороги дома и восхищаетесь их красотой. А я, когда вижу их, думаю только о том, как они уединены и как безнаказанно здесь можно совершить преступление. Я уверен, Уотсон, что в самых отвратительных закоулках Лондона не совершается столько греховных деяний, сколько в этой восхитительной сельской местности» .

Сама А. Кристи в своих интервью не раз говорила, что специализируется на семейных убийствах. Тихое, домашнее и даже в своём роде уютное убийство - один из любимейших приёмов у читателей, поскольку, несмотря на зловещий элемент, подобные детективы все же далеки от жестокости и насилия и зачастую полны даже мягкого юмора. А юмор А. Кристи - также душевный и домашний.

Детективные романы Агаты Кристи, охватывающие половину столетия, остаются интересными и полезными для тех, кто хотел бы найти в литературе сведения о быте, привычках англичан, словом, хотел бы познакомиться с особенностями повседневной жизни среднего класса Великобритании XX века и нормами его поведения. А. Кристи хорошо умела понять и выразить современные явления, происходящие в обществе и дать живую и точную картину жизни английского общества. Так, например, в произведениях писательницы широко представлены разного рода подробности обстановки и быта благополучного среднего класса Англии, даже манеры сервировки стола, мод, кулинарных рецептов и т. д.

Единственный внук А. Кристи Мэтью Причард в своём интервью замечал: «Бабушка старалась, чтобы её романы были похожи на то, что окружает нас в повседневности: писатель не должен отрываться от жизни. Очень многие сюжеты для своих романов Агата Кристи черпала из своих ежедневных наблюдений, общения с людьми и выводов на эту тему».

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2020. ООУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.