Легендарные персонажи
«В книгах преступником всегда оказывается тот, кого меньше всех подозревают... Только это правило вовсе не годится для реальной жизни. Чаще всего именно то, что бросается в глаза, и есть правда.»
Агата Кристи «Убийство в доме викария»
Как известно, главные герои детективных романов Агаты Кристи Эркюль Пуаро и Джейн Марпл никогда не встречались на страницах книг великой писательницы. К каждому из этих персонажей леди Агата относилась с большой любовью и наделила их невероятными чертами характера, можно сказать, талантами, с помощью которых они легко распутывали самые загадочные преступления. Но делать их друзьями или даже просто знакомыми королева детектива не спешила, даже несмотря на многочисленные просьбы читателей со всего мира.
Как говорила об этом сама Агата Кристи: " Но зачем им встречаться? Я уверена, они совсем не хотели бы этого.".
Потому два великих детектива так и не попробовали доказать друг другу, кто из них сильнее в расследовании преступлений. Эркюль Пуаро и мисс Марпл продолжают распутывать коварные преступления обособленно друг от друга, и их жизненные пути никогда не пересекутся.
Прообразом мисс Марпл стала бабушка Агаты Кристи, которая, по словам писательницы, «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью её ожидания оправдывались».
Впервые мисс Марпл появилась в рассказе «Тринадцать загадочных случаев», который был опубликован в журнале «The Royal Magazine» в декабре 1927 года, а в 1930 году мисс Марпл становится главной героиней в романе «Убийство в доме викария».
В 1940 году Агата Кристи написала роман «Забытое убийство», последний из серии о мисс Марпл, но не стала его публиковать, чтобы не расстраивать читателей, которые ждали новых приключений старушки. Роман был опубликован лишь в 1976 году, спустя некоторое время после смерти самой Кристи.
В период с 1942 по 1971 годы вышло ещё десять романов, в которых главной героиней была мисс Марпл. Также она встречается в сборнике рассказов «Последние дела мисс Марпл».
По словам внука писательницы Мэтью Причарда, из придуманных ею героев Кристи больше нравилась мисс Марпл - «старая, умная, традиционная английская леди».
Романы о мисс Марпл посвящены случаям, когда где-то поблизости от неё происходят убийства, она тут же начинает собственное расследование. Полиция относится к её присутствию неодобрительно, хотя некоторые полицейские проникаются к ней уважением и советуются по ходу расследования дела.
Мисс Марпл подозревает всех, независимо от репутации, общественного положения и личных симпатий. Она оценивает факты такими, какими их видит, не пытаясь строить скороспелые версии. Богатый жизненный опыт позволяет ей обращать внимание на детали, которые часто ускользают от профессиональных детективов.
* * *
«Убийца, в сущности, есть высший вид игрока, ибо его ставка - не деньги, а собственная жизнь»
Агата Кристи «Убийства по алфавиту»
Эркюль Пуаро - литературный персонаж писательницы Агаты Кристи, бельгийский детектив, главный герой более чем тридцати романов и полусотни рассказов, написанных между 1920 и 1975 годами, множества поставленных по ним фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок.
Пуаро – человек небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить, «кошачьими глазами», строго ухоженными одеждой, лакированными кожаными туфлями и усами, являющимися предметом его гордости. Манера Пуаро одеваться с годами оказывается устаревшей. Пуаро всегда держит свое жилище в чистоте. В его доме царит идеальный порядок, и все стоит на своих местах. Эта почти маниакальная страсть к порядку помогает ему и в раскрытии преступлений. Пуаро очень пунктуален, носит с собой карманные часы. Он всегда придерживается строго определённого баланса в банковском счёте - 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.
Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами. Именно поэтому он никогда не посвящает в свои выводы ни капитана Гастингса, ни инспектора Джеппа, а оставляет все подробности и решение очередной головоломки на "последний акт".
Раскрывая в процессе расследования семейные драмы и любовные тайны, даже некоторые незначительные преступления, он делает их достоянием общественности только по крайней необходимости.
За всё время проживания в Англии Пуаро ни разу не интересовался женщинами. Он сам говорил, что женщины его слабость, но он не влюблялся ни в кого. Сыщик влюбился лишь однажды в Бельгии, когда был молодым и работал в полиции, но этот роман не был удачным.
Пуаро владеет чистым английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом. Он объясняет это в романе «Трагедия в трёх актах»: когда он говорит с сильным акцентом, все начинают думать, что это простой иностранец, который даже не умеет говорить на английском, и не обращают на него внимания. Это помогает Пуаро поймать убийцу, не спугнув его.
Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным». Но читатели любили его, и Кристи не покидала персонаж, считая это своей обязанностью перед ними. Пуаро умирает только за год до смерти Агаты Кристи в романе «Занавес», опубликованном в 1975 году. Действие проходит в Стайлзе, там же где началась его триумфальная карьера в Англии. Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, на которого был предоставлен некролог на первой странице «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».