Виртуальная выставка «История и становление театра

Театр античности

Древнегреческий театр

Истоки греческого театра восходят к культу Диониса. Праздник в честь Диониса был широко распространен сначала в Афинах, а потом стал популярным на всей территории Греции. Действо с VI в. до н. э. из-за костюмов и дифирамбов стали называть трагедией («песнь козлов»). Позже культ Диониса был включен в государственную религию. В V в. до н. э. к хору были добавлены несколько актеров, ведущих диалог, — так появилась драма. В состав шествующих входили акробаты, мимы, жонглеры, клоуны. Они образовали другую ветвь театра, так называемого комоса, отсюда пошла комедия («песнь бражников»). В тот период не существовало постоянного помещения театра и постоянно действующих актерских трупп, для представлений стали использовать территорию афинского Акрополя. Это была ровная местность — «театрон», где удобно располагались актеры, хор, зрители. Один из крупнейших театров (театр в Эпидавре) сохранился на острове Пелопоннес.

  

Brockhaus-Bibliothek : in 6 Banden. - Leipzig ; Mannheim :     Brockhaus, 1997. - На нем. яз. 

На страницах 6-ти томной энциклопедии собраны сведения обо всех основных областях культурной жизни человека: музыке, изобразительном искусстве, литературе, кинематографе, архитектуре и религии, начиная с древних времен и до наших дней. В том числе освещаются основные исторические вехи в развитии театрального искусства.

 

 

 

 

 

 

Организация театрального представления была обязанностью богатых граждан полиса. Площадка для выступления представляла собой круг или полукруг (орхестра), была и палатка для переодевания актеров. Лишь спустя время стали строить каменные помещения, в которых размещали декорации и хранили костюмы. Появление декораций приписывается одному из драматургов — Софоклу, поначалу это были доски с нанесенным рисунком. Позже появилась и несложная театральная техника: механизмы применялись для внезапного появления из-под земли или же сверху актеров, исполняющих роли богов.

Театр в Греции был одним из любимых видов искусства. Каждый гражданин полисов принимал участие в театральной постановке. Огромная территория театра затрудняла рассмотрение мимики актеров, деталей костюмов, поэтому все чаще стали использовать маски, которые отражали сценический тип (женщина, жрец, мифологический герой, боги) или душевное состояние, характер. В начальный период их насчитывалось около десяти, позже было около 200 образов и характеров. Во время представления маски и костюмы неоднократно менялись, но маски использовались постоянно, все они были с раскрытыми ртами, чтобы не заглушать звучание голоса актера. Для увеличения роста использовалась специальная обувь на платформе (котурны), высокие прически, подкладки под одежду.
Театральные постановки были делом государственным: из казны выделялись деньги и назначались ответственные лица за распределение денег и организацию мероприятий.
Считается, что первым древнегреческим драматургом был Феспид, а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н. э. в Афинах - сегодня это Всемирный день театра.

 

Древнеримский театр


Если в Древней Греции театр считался государственным делом (и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности), то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища – массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей (главным образом, осужденных преступников). Активно развивались цирковые игры – состязания колесниц, кулачные бои и др. Театральное искусство постепенно приходило в упадок. К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества. В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 г. до н.э., когда Ливием Андроником были сочинены трагедия и комедия по греческим образцам. Они были созданы для общегородских игр.

 

Интересные факты из истории античного театра

 

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной.

Именно в Древней Греции и был заложен формальный канон классицистской драматургии – единство времени, места и действия. Он предъявлял к композиции пьесы следующие требования: события должны развиваться в течение 24 часов (единство времени); происходить в одном месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое (единство действия).  Впервые о необходимости единства действия в драме писал древнегреческий философ Аристотель в своей Поэтике в 4 в. до н. э., где был обобщен опыт античного театра, и на его основе формулировалась теория молодого тогда вида искусства – драматургии.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

 

        

 

Hensel, G.   Spielplan : der Schauspielführer von der Antike bis zur Gegenwart / G. Hensel.
  Bd. 1. - München : Econ Taschenbuch, 2001. – 746 S.

Двухтомник немецкого театрального критика Георга Хензеля дает обзор пьес с древности до современности.

 

 

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2016. ОУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.