Виртуальная выставка «История и становление театра

Тенденции развития современного театра

 

Настоящей революцией на рубеже 19–20 вв. стало творчество А. П. Чехова. Недаром, наряду с его широко распространенным признанием как драматурга-классика реалистического направления, театр абсурда считает своим основателем именно Чехова.

Helker, R. Der Tschechow-Clan : Geschichte einer deutsch-russischen Künstlerfamilie / R. Helker, C. Lenssen. - Berlin : Parthas Verl., 2001. - 255 S.


Если бы вся изложенная здесь история родственников Антона Павловича Чехова не была бы правдой, то ее впору было бы принять за нелепый и кощунственный вымысел. У великого русского писателя, создателя бессмертного «Вишневого сада», драматичного «Дяди Вани» и милой, до слез чувственной «Каштанки» было множество родственников, у каждого из которых сложилась необыкновенная, яркая судьба. Например, жена племянника Чехова, актриса Ольга Константиновна, была любимицей Третьего рейха, дружила с Геббельсом, Круппом, Евой Браун и многими другими партийными бонзами и в то же время была агентом советской разведки. Михаил Чехов, сын старшего брата Антона Павловича, создал в США актерскую школу, взрастившую таких голливудских звезд, как Мэрилин Монро, Энтони Куинн, Клинт Иствуд… А начался этот необыкновенно талантливый клан Чеховых с Антона Павловича, скромного и малоприметного уездного врача…

Читать

Коренные преобразования театра в 19 в. в определенном смысле обусловил технический прогресс, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». Однако театр не сдался, именно конец 19 – начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.


И видимо, не случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, – профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха – театра режиссерского. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д.

Polyakova, E. Stanislavsky / E. Polyakova. - M. : Progress, 1982. - 362 p. : ill. - На англ. яз.
Автор книги подробно прослеживает жизнь великого режиссера и актера, оказавшего огромное воздействие на развитие мирового театра. Станиславский предстает здесь продолжателем традиций реалистического театра и новатором, чья жизнь в искусстве во многом определила художественные свершения XX пека. Его спектакли, сценические образы, все его творческие открытия воссоздаются в тесной связи с общественной и художественной жизнью России, с поисками нового, революционного искусства в послеоктябрьские годы. В книге широко использованы архивные материалы, переписка, дневники, воспоминания самого Станиславского и его современников.

 

 

 

 

 

 

Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере двух альтернативных театральных систем, активно развивавшихся в России в начале 20 в. – реалистического театра К. Станиславского и условного театра В. Мейерхольда. При всей разности и даже полярности эстетических принципов, мощное определяющее режиссерское начало практически превратило эти системы в основополагающие для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского существования на сцене и обучения актерскому мастерству. При всем огромном разнообразии технологических и эстетических подходов к творчеству актера (школа переживания К. Станиславского; «сверхмарионетка» Г. Крэга; принцип биомеханики В. Мейерхольда; принцип «отстранения» Б.Брехта и т.д.), режиссерский театр видит в актере лишь один из компонентов (пускай важнейший) цельного спектакля. И здесь возникает интереснейший парадокс: именно это, казалось бы, «умаление» значимости актера и принципиальное «встраивание» его работы в общую концепцию спектакля приводит к наиболее мощным и значимым актерским работам. Похоже, что режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению сакральности театрального действа.

Moore, S. The Stanislavski System : the professional training of an actor / S. Moore. - 2nd ed. - New York : Penguin Books, 1984. - 96 p. - На англ. яз.


Система Станиславского на протяжении многих десятилетий является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых «учебников» по актерскому мастерству. В этой книге последовательно изложено содержание системы К. С. Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения актеров и режиссеров на профилирующем курсе, так и называемом «мастерство актера» или «мастерство режиссера». Эта книга — классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве, актер не может считать себя настоящим актером.

 

 

 

 

 

 

Brauneck, M. Theater im 20. Jahrhundert : Programmschriften, Stilperioden, Reformmodelle / M. Brauneck. - Reinbeck bei Hamburg : Rowohlts. - 2001. - 543 S.


Немецкий театральный критик и историк театра Манфред Браунек в своей работе «Театр в 20 веке» основной акцент делает на развитии немецкого театра в первой половине XX века, в особенности на режиссерской деятельности Макса Рейнхарда, не имевшего жесткой театральной концепции, но поражавшего публику новыми подходами к материалу спектакля, делая ставку преимущественно на личность и талант актера.

 

 

 

 

 

 

 

Rülicke-Weiler, Käthe Die Dramaturgie Brechts : Theater als Mittel der Veränderung / Käthe Rülicke-Weiler. - Berlin : Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1968. - 288 S.


Книга рассматривает методы построения пьес и спектаклей, разработанные немецким драматургом, поэтом, прозаиком, театральным деятелем, теоретиком искусства и основателем «Берлинер ансамбль» Бертольдом Брехтом.

 

 

 

 

 

 

 

"Damit die Zeit nicht stehenbleibt" Theater in Berlin nach 1945 - Nach der Wende. - Berlin : Henschel, 2003. - 128 S.
Книга повествует о том, как возрождалась театральная жизнь Берлина после 1945 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Schlapfer, B. La Scène en Suisse : le théâtre et son public durant cinq siècles / B. Schlapfer. - 2e éd. - Zurich : Pro Helvetia, 2001. - 149 p.


Издание рассказывает о давних и богатых театральных традициях Швейцарии и знаменитых театрах этой удивительной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Englund, C. Theatre in Sweden / C. Englund, L. Janzon ; ed. by Judith Black. - Stockholm : Svenska Institutet, 2000. - 92 p. : ill. - На англ. яз.

В книге раскрывается своеобразие и характерные черты, свойственные театральной жизни в Швеции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Surer, P. Le théâtre français contemporain / P. Surer. - Paris : Société d'éditions et d'enseignement supérieur, 1964. - 514 p. : ill. ; 18 cm. - На фр. яз.
Книга Поля Сюре «Современный французский театр» призвана до-полнить уже написанное и внести новые краски и оттенки в сложившуюся у нас картину драматического искусства Франции второй половины XX века. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dux, P. La Comédie-Française / P. Dux. - Paris : Librairie Académique Perrin, 1981. - 204 p.
К 300-летию со дня основания прославленного театра «Комеди Франсез» на французском телевидении вышел цикл передач, посвященных многовековой истории существования этого театра, которые были подготовлены Пьером Дюксом бывшим актером и некогда управляющим директором «Комеди Франсез». Позже эти передачи оформились в книгу об истории великого театра.

 

 

 

 

 

 

 Читать

 

 

 

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2016. ОУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.