Биография М.Л. Михайлова

МИХАЙЛОВ Михаил Ларионович (Илларионович) [3(15).1.1829, Оренбург, -  2-3 (14-15).VIII. 1865, Кадая, ныне Забай­кальская область] - поэт, переводчик, критик.

Родился в семье губернского чиновника. Его дед был крепостным, а отец, получив вольную, дослужился до дворянского зва­ния. Первоначальное образование Михайлов получил дома, первыми его учителями были политические ссыльные, занимаясь с которыми, он изучил немецкий, фран­цузский и английский языки и получил возможность познакомиться с западно­европейской литературой в подлиннике. Рано лишившись родителей (мать умерла в 1841г., отец — в 1845 г.), юноша Михайлов пере­езжает к родственникам в Уфу, поступает в губернскую гимназию, откуда в 1846 году определяется вольнослушателем в Петер­бургский университет и сближается с Чернышевским. Из-за материальной нужды Михайлову при­шлось в февраля 1848 г. оставить университет и уехать в Нижний Новгород на службу в канцелярию соляного управления пис­цом I разряда. В 1845 г. в газете «Иллюстра­ция» (№ 11) появились его два стихо­творения: «Ее он безмолвно, но страстно любил...» и «Сосна и пальма» (перевод из Гейне). В Нижнем Новгороде Михайлов продол­жает литературную деятельность, печатая свои произведения в «Библиотеке для чтения», «Москвитянине», «Литературной газете», «Иллюстрации». Кроме стихов и переводов, он пробует силы в драматур­гии, пишет повести и рассказы, собирает фольклор. В сентябре 1851 г. в «Москвитянине» была напечатана его повесть «Адам Адамыч», положившая начало его литератур­ной известности. В 1852 г.  Михайлов вышел в отставку, возвратился в Петербург и все­цело отдался литературной деятельно­сти: начал сотрудничать в «Современнике» как поэт, беллетрист, критик, а в дальнейшем - как публицист и корреспондент из-за гра­ницы.

В 1854-56 гг. Михайлов сотрудничает как критик в «Библиотеке для чтения». В 50-е гг. он сближается с Л. А. Меем, Я. П. По­лонским, И. С. Тургеневым, Н. В. Гербелем, Д. В. Григоровичем, А. В. Дру­жининым и в особенности с Н. В. Шелгуновым, с которым познакомился зимой 1855 г. Находясь в научной командировке в Оренбургском крае в 1856-57 гг. по пору­чению морского министерства, Михайлов близко познакомился с жизнью народа, его поэти­ческим творчеством, в частности со сказа­ниями о Пугачевском восстании. Однако демократизм Михайлова в эти годы не поднимался до революционного протеста. В 1858 г. были изданы «Песни Гейне в переводах М. Л. Ми­хайлова». В том же году Михайлов с Шелгуновым и его женой ездил во Францию, в 1859 - в Лондон для знакомства с Гер­ценом и Огаревым. Н. А. Тучкова-Ога­рева вспоминает: «Шелгунов и особенно Михайлов очень понравились Герцену,— эти люди казались понимающими и вполне преданными благу России...». Впечатления от загранич­ной поездки отражены в очерках Михайлова «Па­рижские письма» (1858-59) и «Лондон­ские заметки» (1859), напечатанных в «Современнике». Отмечая технические успе­хи буржуазного Запада, Михайлов видел кри­чащие противоречия общественной жизни Западной Европы.

В 1860 г. в приложении к «Русскому сло­ву» появилось отдельное собрание повестей Михайлова в 2 частях под заглавием «В про­винции», куда вошли первый русский ро­ман о провинциальном театре  - «Перелет­ные птицы», повести и рассказы: «Адам Адамыч» с посвящением И. С. Тургеневу» «Он», «Кружевница», «Поэт», «Скромная доля», «Сынок и маменька», «Скрипач» и «Изгоев». Своими прозаическими про­изведениями Михайлов способствовал утвержде­нию реализма в русской литературе 50— 60-х гг. В эти годы Михайлов был одним из при­знанных борцов за эмансипацию женщины. По словам Шелгунова, «Михайлов был провозглашен творцом женского вопроса». Особенно большую роль сыграла статья Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» («Современник»,1860, № 4, 5, 8).

Под воздействием революционной ситуации 1859-61 гг., под непосредственным влиянием Чернышевского Михайлов определил свое отношение к борющимся общественным лагерям и стал на позиции революционной демократии. Литературная и общест­венно-политическая деятельность Михайлова находилась в полном разгаре. В «Современнике» он заведовал иностранным отделом, будучи одновременно ведущим сотрудником «Русского слова» и заведую­щим отделом «Энциклопедического сло­варя», издававшегося под редакцией П. Лавро­ва. В ответ на грабительскую крестьян­скую реформу Михайлов и Шелгунов написали прокламацию «К молодому поколению», которая была напечатана в Лондоне, в Вольной русской типографии Герцена, и перевезена Михайловым в чемодане с двойным Дном в Петербург, где в начале сентября ее рас­пространили «с большим шумом и замеча­тельной смелостью». По доносу провокатора В. Костомарова Михайлов был арестован 14 сентября 1861 г. и приго­ворен к шести годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири. 14 декабря 1861г. , в годовщину восстания декабристов, над закованным в кандалы Михайловым была совер­шена процедура гражданской казни, пос­ле чего в ночь на 15 декабря он был отправ­лен из Петербурга в Нерчинск. Живя на Назаковском золотом промысле Нерчинского горного округа, Михайлов написал «Запис­ки», предназначенные для Л. П. Шелгуновой, где воспроизвел события своей жизни от ареста до прибытия в марте 1862 г. на Казаковский промысел. «Записки» являются высшим достижением прозы  Михайлова,  однако наиболее полно его талант про­явился в поэзии. «Стихи мои едва ли не лучшее из всего, что мною написа­но...» - справедливо писал он. Сформировавшись в русле гражданской поэзии Некрасовского направления, Михайлов в своих стихах («Памяти Добролюбова», «Пяте­ро», «Те же все унылые картины...», «И за стеной тюрьмы — тюремное молчание…» и др.) хорошо передает стремление надежды и умонастроения, получившие самое широкое распространение среди революционно-демократической интеллигенции; его стихотворения напоминают вдохновенные прокламации 60-х гг. В ссылке Михайлов написал роман о «новых людях» - «Вместе». В 1864 г. в каторжной тюрьме в Кадае Михайлов жил с Чернышевским вероятно, под его влиянием написал научно-популярные очерки «За пределами истории»,где попытался объяснить про­хождение человека, семьи, религии, общества и т. д. Пребывание в тюрьмах подорвало и без того слабое здоровье Михайлова. Он умер в расцвете творческих сил. На весть о смерти Михайлова откликнулся «Колокол» (л. 205 от 1 окт. 1865), где была напеча­тана небольшая заметка Герцена со зна­менательным заглавием «Убили». В Жене­ве вышла анонимная брошюра «На смерть М. Л. Михайлова», отпечатанная в герценовской Вольной русской типографии.

Дореволюционное литературоведение по цензурным условиям не могло дать характеристику творческого наследия Михайлова, имя его долго находилось под запретом. В 1866 г. стихотворения Михайлова под редакцией Н. В. Гербеля издал С. В. Звонарев, но книгу сожгли. В 1914 г. под редакцией П. В. Бы­кова вышло Полное собрание сочинений в 4 томах в издании А. Ф. Маркса. В советское время Н. С. Ашукин, подготовив Полное собрание стихотворений Михайлова(1934), как бы заново открыл одного из интереснейших поэтов некра­совской школы.

Источник: Михайлов Михаил Ларионович // Русские писатели : биобиблиогр. словарь : справочник для учителя / ред. коллегия: Д.С. Лихачев [и др.]. - М. : Просвещение, 1971. - С. 441-444.



В этом разделе