Главная » Писатели » Михайлов Михаил Ларионович » БиографииБиография М.Л. Михайлова![]() МИХАЙЛОВ Михаил Ларионович (Илларионович) [3(15).1.1829, Оренбург, - 2-3 (14-15).VIII. 1865, Кадая, ныне Забайкальская область] - поэт, переводчик, критик. Родился в семье губернского чиновника. Его дед был крепостным, а отец, получив вольную, дослужился до дворянского звания. Первоначальное образование Михайлов получил дома, первыми его учителями были политические ссыльные, занимаясь с которыми, он изучил немецкий, французский и английский языки и получил возможность познакомиться с западноевропейской литературой в подлиннике. Рано лишившись родителей (мать умерла в 1841г., отец — в 1845 г.), юноша Михайлов переезжает к родственникам в Уфу, поступает в губернскую гимназию, откуда в 1846 году определяется вольнослушателем в Петербургский университет и сближается с Чернышевским. Из-за материальной нужды Михайлову пришлось в февраля 1848 г. оставить университет и уехать в Нижний Новгород на службу в канцелярию соляного управления писцом I разряда. В 1845 г. в газете «Иллюстрация» (№ 11) появились его два стихотворения: «Ее он безмолвно, но страстно любил...» и «Сосна и пальма» (перевод из Гейне). В Нижнем Новгороде Михайлов продолжает литературную деятельность, печатая свои произведения в «Библиотеке для чтения», «Москвитянине», «Литературной газете», «Иллюстрации». Кроме стихов и переводов, он пробует силы в драматургии, пишет повести и рассказы, собирает фольклор. В сентябре 1851 г. в «Москвитянине» была напечатана его повесть «Адам Адамыч», положившая начало его литературной известности. В 1852 г. Михайлов вышел в отставку, возвратился в Петербург и всецело отдался литературной деятельности: начал сотрудничать в «Современнике» как поэт, беллетрист, критик, а в дальнейшем - как публицист и корреспондент из-за границы. В 1854-56 гг. Михайлов сотрудничает как критик в «Библиотеке для чтения». В 50-е гг. он сближается с Л. А. Меем, Я. П. Полонским, И. С. Тургеневым, Н. В. Гербелем, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым и в особенности с Н. В. Шелгуновым, с которым познакомился зимой 1855 г. Находясь в научной командировке в Оренбургском крае в 1856-57 гг. по поручению морского министерства, Михайлов близко познакомился с жизнью народа, его поэтическим творчеством, в частности со сказаниями о Пугачевском восстании. Однако демократизм Михайлова в эти годы не поднимался до революционного протеста. В 1858 г. были изданы «Песни Гейне в переводах М. Л. Михайлова». В том же году Михайлов с Шелгуновым и его женой ездил во Францию, в 1859 - в Лондон для знакомства с Герценом и Огаревым. Н. А. Тучкова-Огарева вспоминает: «Шелгунов и особенно Михайлов очень понравились Герцену,— эти люди казались понимающими и вполне преданными благу России...». Впечатления от заграничной поездки отражены в очерках Михайлова «Парижские письма» (1858-59) и «Лондонские заметки» (1859), напечатанных в «Современнике». Отмечая технические успехи буржуазного Запада, Михайлов видел кричащие противоречия общественной жизни Западной Европы. В 1860 г. в приложении к «Русскому слову» появилось отдельное собрание повестей Михайлова в 2 частях под заглавием «В провинции», куда вошли первый русский роман о провинциальном театре - «Перелетные птицы», повести и рассказы: «Адам Адамыч» с посвящением И. С. Тургеневу» «Он», «Кружевница», «Поэт», «Скромная доля», «Сынок и маменька», «Скрипач» и «Изгоев». Своими прозаическими произведениями Михайлов способствовал утверждению реализма в русской литературе 50— 60-х гг. В эти годы Михайлов был одним из признанных борцов за эмансипацию женщины. По словам Шелгунова, «Михайлов был провозглашен творцом женского вопроса». Особенно большую роль сыграла статья Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» («Современник»,1860, № 4, 5, 8). Под воздействием революционной ситуации 1859-61 гг., под непосредственным влиянием Чернышевского Михайлов определил свое отношение к борющимся общественным лагерям и стал на позиции революционной демократии. Литературная и общественно-политическая деятельность Михайлова находилась в полном разгаре. В «Современнике» он заведовал иностранным отделом, будучи одновременно ведущим сотрудником «Русского слова» и заведующим отделом «Энциклопедического словаря», издававшегося под редакцией П. Лаврова. В ответ на грабительскую крестьянскую реформу Михайлов и Шелгунов написали прокламацию «К молодому поколению», которая была напечатана в Лондоне, в Вольной русской типографии Герцена, и перевезена Михайловым в чемодане с двойным Дном в Петербург, где в начале сентября ее распространили «с большим шумом и замечательной смелостью». По доносу провокатора В. Костомарова Михайлов был арестован 14 сентября 1861 г. и приговорен к шести годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири. 14 декабря 1861г. , в годовщину восстания декабристов, над закованным в кандалы Михайловым была совершена процедура гражданской казни, после чего в ночь на 15 декабря он был отправлен из Петербурга в Нерчинск. Живя на Назаковском золотом промысле Нерчинского горного округа, Михайлов написал «Записки», предназначенные для Л. П. Шелгуновой, где воспроизвел события своей жизни от ареста до прибытия в марте 1862 г. на Казаковский промысел. «Записки» являются высшим достижением прозы Михайлова, однако наиболее полно его талант проявился в поэзии. «Стихи мои едва ли не лучшее из всего, что мною написано...» - справедливо писал он. Сформировавшись в русле гражданской поэзии Некрасовского направления, Михайлов в своих стихах («Памяти Добролюбова», «Пятеро», «Те же все унылые картины...», «И за стеной тюрьмы — тюремное молчание…» и др.) хорошо передает стремление надежды и умонастроения, получившие самое широкое распространение среди революционно-демократической интеллигенции; его стихотворения напоминают вдохновенные прокламации 60-х гг. В ссылке Михайлов написал роман о «новых людях» - «Вместе». В 1864 г. в каторжной тюрьме в Кадае Михайлов жил с Чернышевским вероятно, под его влиянием написал научно-популярные очерки «За пределами истории»,где попытался объяснить прохождение человека, семьи, религии, общества и т. д. Пребывание в тюрьмах подорвало и без того слабое здоровье Михайлова. Он умер в расцвете творческих сил. На весть о смерти Михайлова откликнулся «Колокол» (л. 205 от 1 окт. 1865), где была напечатана небольшая заметка Герцена со знаменательным заглавием «Убили». В Женеве вышла анонимная брошюра «На смерть М. Л. Михайлова», отпечатанная в герценовской Вольной русской типографии. Дореволюционное литературоведение по цензурным условиям не могло дать характеристику творческого наследия Михайлова, имя его долго находилось под запретом. В 1866 г. стихотворения Михайлова под редакцией Н. В. Гербеля издал С. В. Звонарев, но книгу сожгли. В 1914 г. под редакцией П. В. Быкова вышло Полное собрание сочинений в 4 томах в издании А. Ф. Маркса. В советское время Н. С. Ашукин, подготовив Полное собрание стихотворений Михайлова(1934), как бы заново открыл одного из интереснейших поэтов некрасовской школы. Источник: Михайлов Михаил Ларионович // Русские писатели : биобиблиогр. словарь : справочник для учителя / ред. коллегия: Д.С. Лихачев [и др.]. - М. : Просвещение, 1971. - С. 441-444. В этом разделе
|