Виртуальная выставка «Рильке - философ и поэт европейского модерна»

Мир гротескных образов Гофмана

Э. Т. А. Гофмана по праву можно назвать крупнейшим мастером  сказки и фантастической новеллы. Его произведения сочетают в себе юмор и сатирическую направленность.

Гофману казалось, что мир находится во власти чего-то сверхъестественного. Именно поэтому в его произведениях можно встретить добрых и злых духов: фей, волшебников и гномов, оказывающих влияние на судьбы людей. Фантастическое в работах писателя является одной из характерных особенностей его мировоззрения.

В 1815 году выходит первый сборник Гофмана «Фантазии в манере Калло», в который вошли такие произведения, как «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Крейслериана», «Золотой горшок» и др. Во многих из них можно проследить конфликт духовно богатой личности с окружающей его действительностью. Герой новеллы «Кавалер Глюк» – гений, непонятый придворно-аристократическими кругами, говорит: «Да, вокруг меня все пусто, ибо мне не суждено встретить родную душу, я вполне одинок».

В сборник «Фантазии» также входит одно из любимых произведений писателя «Золотой горшок» (Der goldene Topf), в котором Гофман насмехается над немецким бюргерством, представленным корректором Паульманом, его дочерью Вероникой и регистратором Геербрандом. Серой бюргерской повседневности противостоит светлый мир романтической мечты, населенный людьми, влюбленными в красоту и искусство. Такими являются студент Ансельм, Серпентина и архивариус Линдгорст. 

 

Hoffmann, E. T. A. Der Goldene Topf = Золотой горшок / E. T.A. Hoffmann ; автор предисловия Н. В. Пигина. – Санкт-Петербург : Каро, 2015. – 192 S.

Ознакомительный фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие герои новеллы живут двойной жизнью. Так, торговка Лиза принимает облик живых существ и вселяется в неодушевленные предметы (кофейник, дверной молоток и пр.), а архивариус Линдгорст на самом деле является повелителем саламандр и могущественным чародеем, одерживающим победу над силами мрака. Характерно, что в двух мирах – реальном и фантастическом – живут те, кто в повседневной жизни обделен судьбой. Страдая от своей социальной приниженности, «маленький человек» Гофмана прибегает к фантазии.

В 1817 году Гофман публикует«Ночные рассказы», и его новелла «Песочный человек» («Der Sandmann») в дальнейшем становится одной из визитных карточек писателя. Доброго и впечатлительного студента Натаниэля мучит призрак Песочного человека, который появляется в их доме под видом адвоката Коппелиуса, занимающегося с отцом Натаниэля таинственными опытами, которые привели к катастрофе. Коппелиус в понимании Гофмана  представляет собой воплощение «механического» начала и олицетворяет собой сатанинские силы.

В 1819 году Гофман создает произведение «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zachesgenannt Zinober»). Главный персонаж повести Цахес – сын бедной крестьянки Лизы. Он уродлив: у него «паучьи ножки и вместо того, чтобы говорить, он только мурлыкает и мяучит, словно кошка». Когда в его судьбу вмешивается великодушная фея Розеншен, она дает ему в дар три золотых волоска, преобразившие Цахеса до неузнаваемости. Герой становится не только невероятно красивым, но и гениально умным. Золотые волоски, творящие чудеса, превращают безобразное в прекрасное. Цахес приобретает черты крупного общественного деятеля. Лишь только поэт Бальтазар и добрый волшебник Альпанус видят истинное уродство и интеллектуальное убожество Цахеса, разоблачая его в конце повести.

 

В 1817 – 1821 годах писатель выпускает «Серапионовых братьев» (Die Serapionbrüder) – сборник рассказов в четырех томах. «Серапионовы братья» лишены тематического единства и сочетают в себе произведения различного стилевого плана. Здесь самые мрачные фантастические кошмары переплетаются со светлыми и достоверными историями.

Романтическое искусство Гофмана проявляется в рассказах для детей, также включенных в сборник «Серапионовы братья».  Они наполнены жизнерадостным настроением и верой в торжество добра и счастья.

 

Гофман Э. Т. А. Мир сказки = Märchenwelt : в 2 т. / Э. Т. А. Гофман ;. - М. : Центр книги Рудомино. - 
Т. 2; сост. Н. И. Лопатина ; ред. Ю. Г. Фридштейн. - 2013. - 304 с.

Ознакомительный фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

В повести-сказке «Щелкунчик и мышиный король» (Nußknacker und Mausekönig) необыкновенно тонко и красочно передаётся атмосфера любимого праздника старой Европы – Рождества. Сказочный сюжет имеет построение в виде двух линий, первая из которых затрагивает семилетнюю Мари, её крёстного отца Дроссельмейстера а также Щелкунчика, его племянника, оказавшегося заколдованным. Вторая сюжетная линия связана с орехом Кракатуком, действующими лицами в данной истории являются принцесса Пирлипат и её отец, являющийся королём.

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2021. ООУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.