Влияние Гофмана на мировое театральное искусство
Творчество Э. Т. А. Гофмана оказало большое влияние на театральное искусство, каким мы знаем его сегодня. Гофман не только создавал замечательные литературные произведения, но и сочинял музыку.
«Ундина» – волшебная и романтическая опера, написанная по мотивам одноименной повести Фридриха Де Ла Мотт Фуке. Сказочный сюжет постановки рассказывает о трагической истории любви Ундины к человеку. Согласие Фуке стать либреттистом оперы привело Гофмана в восторг. Премьера прошла в 1816 году и имела огромный успех, однако сценическая жизнь оперы оказалась недолгой.
В то же время, нельзя не отметить большое влияние его литературных работ на театральное искусство.
В частности, это проявилось в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», основанной на трех новеллах писателя («Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель»). Создание оперы потребовало от Оффенбаха огромных усилий. В то время композитор был серьезно болен, и он молился о том, чтобы не умереть, не увидев оперу на сцене. Композитор дожил до момента, когда опера была исполнена в домашней обстановке под аккомпанемент фортепиано, но ему так и не удалось стать свидетелем представления оперы широкой публике.
Произведения Гофмана стали также вдохновением для многих балетных спектаклей. Премьера балета-пантомимы «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» на музыку Лео Делиба состоялась 25 мая 1870 года в Парижской опере.
В основу сюжета «Коппелии» положена новелла «Песочный человек», в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от произведения Гофмана с присущим ему чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась увлекательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней балетмейстера Артюра Сен-Леона – он умер через два месяца после премьеры.
Не менее важным для истории мирового театрального искусства является балет «Щелкунчик». В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для постановки была использована сказка «История щелкунчика» не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом. Во время работы над музыкальной составляющей балета П.И. Чайковский внимательно прислушивался к советам хореографа Мариуса Петипа.
«Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец», – отмечал литературный критик и балетовед А. Волынский. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892, и эта постановка продержалась в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым (1886 – 1973), для которого в 1929 году он создал новую хореографическую версию.