Виртуальная выставка «Рильке - философ и поэт европейского модерна»

Влияние Гофмана на мировое театральное искусство

Творчество Э. Т. А. Гофмана оказало большое влияние на театральное искусство, каким мы знаем его сегодня. Гофман не только создавал замечательные литературные произведения, но и сочинял музыку.

«Ундина» – волшебная и романтическая опера, написанная по мотивам одноименной повести Фридриха Де Ла Мотт Фуке. Сказочный сюжет постановки рассказывает о трагической истории любви Ундины к человеку. Согласие Фуке стать либреттистом оперы привело Гофмана в восторг. Премьера  прошла в 1816 году и имела огромный успех, однако сценическая жизнь оперы оказалась недолгой.

В то же время, нельзя не отметить большое влияние его литературных работ на театральное искусство.

В частности, это проявилось в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», основанной на трех новеллах писателя («Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель»). Создание оперы потребовало от Оффенбаха огромных усилий. В то время композитор был серьезно болен, и он молился о том, чтобы не умереть, не увидев оперу на сцене. Композитор дожил до момента, когда опера была исполнена в домашней обстановке под аккомпанемент фортепиано, но ему так и не удалось стать свидетелем представления оперы широкой публике. 

Произведения Гофмана стали также вдохновением для многих балетных спектаклей. Премьера балета-пантомимы «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» на музыку Лео Делиба состоялась 25 мая 1870 года в Парижской опере.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла «Песочный человек», в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от произведения Гофмана с присущим ему чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась увлекательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней балетмейстера Артюра Сен-Леона – он умер через два месяца после премьеры.

Не менее важным для истории мирового театрального искусства является балет «Щелкунчик». В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для постановки была использована сказка «История щелкунчика» не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом. Во время работы над музыкальной составляющей балета П.И. Чайковский внимательно прислушивался к советам хореографа Мариуса Петипа.

«Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец», – отмечал литературный критик и балетовед  А. Волынский. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892, и эта постановка продержалась в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым (1886 – 1973), для которого в 1929 году он создал новую хореографическую версию.

Разделы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
© 2021. ООУНБ им. Н.К.Крупской Все права защищены.