Статьи о жизни и творчестве писателя
Дымшиц, А. Завидую читателю! / А. Дымшиц // Рассказы / М. Зощенко. – Москва : Художественная литература, 1974. – 348 с.
Вступительная статья, помогающая лучше понять автора, раскрыть новые, ранее неизвестные о нем факты.
Пузырей, А. А. Драма неисцеленного разума / А.А.Пузырей // Повесть о разуме / М.М.Зощенко. – Москва : Педагогика, 1990. – 182 с.
Автор проводит серьезный психологический анализ произведения: «Чтение повести – счастье встречи с величайшей человеческой добротой и мудростью…». Статья способствует углублению понимания повести и самого автора как замечательного психолога.
Томашевский, Ю. Зощенко, который не смеялся / Ю. Томашевский // Возвращенная молодость; Перед восходом солнца / М. М. Зощенко. – Москва : Известия, 1991. – 427 с.
Автор статьи Ю. Томашевский, секретарь Комиссии по литературному наследию М.М.Зощенко, рассказывает о подробностях появления повестей «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца», проводит параллели между ними и жизнью писателя.
Томашевский, Ю. Смех Михаила Зощенко / Ю. Томашевский // Рассказы / М.М. Зощенко. – Москва : АСТ, 1998. – 576 с.
В статье раскрываются интересные факты из жизни и творчества М. Зощенко.
Абдулова, З. В маске рыжего / З. Абдулова. – Текст: (визуальный) непосредственный // Знание −сила. −1995. − № 6. − С.122 −130.
Баландин, Р. К. Рождение нового жанра / Р. К. Баландин. – Текст: (визуальный) непосредственный // Наука в России. − 2004. − N 6. − С.63 − 69.
Антонов, С. "Голубая книга" Михаила Зощенко / С. Антонов. − Текст : (визуальный) непосредственный // Нева. − 1973. − N 12. − С.115−130.
Кротова, Д. В. "Голубая книга" М. М. Зощенко как симфония / Д. В. Кротова. − Текст: (визуальный) непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. − 2010. − N 5. − С.121−134
Молдавский, Д. Об одной повести Михаила Зощенко / Д. Молдавский.− Текст: (визуальный) непосредственный // Нева. − 1987. − № 7. − С.161−165.
Молдавский, Д. Последние рассказы Михаила Зощенко как симфония / Д. Молдавский. − Текст : (визуальный) непосредственный // Нева. − 1975. − N 8. − С.204−207.
Молдавский, Д. Повести М. Зощенко конца 20-х – 30-х годов / Д. Молдавский. − Текст : (визуальный) непосредственный // Русская литература. − 1970. − N 5. − С.37−61.
Муромский, В. П. Судьба драматургического наследия М. М. Зощенко / В. П. Муромский. − Текст: (визуальный) непосредственный // Русская литература. −1996. − N 2. − С.90 − 106.
Парамонов, Б. Зощенко в театре / Б. Парамонов. – Текст: (визуальный) непосредственный // Знамя. − 1995. − № 7. − С.208 −216.
Сивоконь, С. «Сравнительно весёлый и добродушный» / С. Сивоконь. – Текст: (визуальный) непосредственный // Семья и школа. −1983. − № 7. − С.47 −49.
Томашевский, Ю. «Литература должна быть народной»: из творческого наследия М. М. Зощенко. – / Ю. Томашевский. − Текст: (визуальный) непосредственный // Литературное обозрение. − 1984. − № 9. − С.100 − 108.
Блюм, А. "Берегите Зощенко...": подцензурная судьба писателя после августа 1946-го / А. Блюм. – Текст: непосредственный // Звезда. - 2004. - N 8. - С.128-137.
Крищенко, А. Михаил Зощенко . Вера, Надежда и другие любови / А. Крищенко. –Текст: непосредственный // Караван историй. − 2018. − № 8. − С.144 − 159: 12 фот.
Миркин, Я. Михаил Зощенко. Перед восходом: писатель, награжденный пятью боевыми орденами, даже во тьме стремился увидеть солнце / Я. Миркин. − Текст: непосредственный // Родина. - 2018. - № 11. - С.14-16 : 4 фото.
Топоров, А. М. Неопубликованная глава из книги "Крестьяне о писателях" / А. Топоров.− Текст: (визуальный) непосредственный // Звезда. − 2013. − № 4. − С.94 −97.
Шилов, Л. Читая Зощенко / Л. Шилов. − Текст: (визуальный) непосредственный // Мелодия. − 1987. − № 3. − С.58−59.
Щеглова, Е. Триумф и трагедия Михаила Зощенко / Е. Щеглова. − Текст: (визуальный) непосредственный // Нева. − 1994. − № 8. − С.258 −268.
Колесникова, Е. И. Жизнетворчество и метатекст : случай Зощенко / Е. И. Колесникова. – Текст (визуальный): непосредственный // Русская литература. − 2008. − N 2. − С. 188 − 202.
Талантливый писатель М. М. Зощенко, уже сложившийся и признанный, оказался заложником литературно-исторической ситуации. Фактором государственного руководства литературой жизнью 1930-х годов стали различные коллективные кампании и командировки. Одним из показательных эпизодов в судьбе М. Зощенко является его участие в кампании, связанной с посещением Беломоро-Балтийского канала, на строительстве которого использовался труд заключенных. Зощенко, не участвуя в коллективных главах, дал в сборник рассказ «История одной перековки». В 1934 году это произведение, представленное как художественная обработка авантюрного материала – воспоминаний крупного международного вора, вышло отдельной книгой под названием «История одной жизни».
Герой рассказа пробыл в лагере полтора года. И вышел «отсюда с таким сознанием, как будто у меня не было прошлого, а есть светлое будущее». Его преступному миру приходит крах. Он хочет «жить в такой стране, где двери не будут закрываться на замки и где будут позабыты печальные слова: грабеж, вор и убийство». Этот рассказ читается с исключительным, захватывающим интересом. Зощенко желает своему герою успеха в новой его жизни и оправдания всех надежд. Рождение нового социалистического, перевоспитанного человека – вот что описывает в своей книге автор.
М. Зощенко является крупным мастером сатиры и юмора в советской литературе. Его веселые, смешные, юмористические рассказы с первых же строк привлекают советского читателя. Интерес и литературное значение рассказов Зощенко неоспоримо для всякого, прочитавшего их. Они выдвигают Зощенко в первые ряды самых талантливых писателей нашего времени.
Муромский, В. П. "Гордое и печальное имя Зощенко... : писатель в зеркале критики / В. П. Муромский. – Текст: (визуальный) непосредственный // Литература в школе. − 2008. − N 12. −С.17−20.
В принципе рассказы Зощенко есть в основе своей подлинная и горячая проповедь. Таковы они и по замыслу своему, и по строю, и даже по языку.
Стоит внимательно посмотреть на любой рассказ Зощенко, чтобы увидеть, насколько тверд в нем нравственный стержень. Как высока его мораль, просвечивающая сквозь все «авось» и «надысь». Зощенко пытается разъяснять, насколько уродливо отношение к женщине, как к домашней скотине, которую в дом берут только для того, чтобы работать по хозяйству, – стало быть, «скотина» должна быть без «дефектов» («Жених»).
Зощенко пытается разъяснить, что непомерная жадность бессмысленна, уродлива.
Одно можно утверждать бесспорно. То, что Зощенко, хотя моральные его уроки весьма часто били мимо цели, с предельной отчетливостью и выпуклостью отобразил и передал черты страшного мира безличия, бездушия, безнравственности. Ведь если поступки человека обусловлены исключительно обстоятельствами, случаем, если в основе его натуры лежит пустота – мир, населенный такими людьми, катастрофичен. Он лишен изначального нравственного стержня. Люди в таком мире не уважают ни себя, ни друг друга. Поступки их аморальны, бессердечны. А раз так, значит, качнись весы истории – и вновь окажутся выпущены на волю злые российские духи, вновь обострятся старые болезни. Ведь все это возможно лишь на одной почве – на почве мертвой человеческой души.
Уже первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) принесла Зощенко известность. Он выступал создателем оригинальной сатирической новеллы, продолжавшей в новых исторических условиях традиции Н. Гоголя, Н. Лескова, раннего А. Чехова.
Неизменный герой юмориста – городской мещанин послереволюционного времени, чаще всего – мелкий служащий. Основной фон новелл Зощенко – густой мещанский быт со всеми оттенками его послереволюционного колорита; характерные события и мотивы – любовные неудачи, жилищные неудобства, всевозможные материальные затруднения, столкновения и скандалы на улице, в трамвае, в пивной, в обывательской квартире. Главная тема рассказов писателя – комические проявления мелких и ограниченных житейских интересов обывателя. Работал Зощенко и в биографическом жанре, написал повести «Керенский»(1937) и «Тарас Шевченко» (1939).
Накопив огромный жизненный опыт, Зощенко выбрал профессию литератора. И хотя он иногда иронизирует над ней, но в душе очень ею гордится и ставит ее выше всего другого. Жена писателя, Вера Владимировна Зощенко, вспоминает, как в декабре 1918 года ее молодой муж приехал к ней с фронта (а фронт находился тогда у самых ворот Петрограда).
«Я спросила его :
- Что же для вас самое главное в жизни?
И была уверена, что услышу: « Конечно же вы!»
Но он сказал очень серьезно и убежденно:
- Конечно же, моя литература…».
Решение писать для детей совпало у Зощенко и с другой литературной задачей – дать своему читателю книги по самовоспитанию.
Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью своей творческой личности, устремлённой прежде всего к самопознанию.
Ломова, Т. М. "Четыре урока у Зощенко / Т. М. Ломова. − Текст: (визуальный) непосредственный // Литература в школе. − 2013. − N 7. −С.19−20.